"Фанк" сегодня - это широчайшее понятие,
включающее в себя и стиль музыки, и стиль танца, и даже образ жизни.
Разумеется, мы остановимся поподробнее на музыкальной составляющей.
Изначально жаргонным словечком "funk" афроамериканские музыканты
называли музыку с мягкой и спокойной мелодией; чуть позже - сильно ритмизированную
и чувственную, сексуальную и танцевальную. Слово было замечено в употреблении
еще в далеком 1907 году - в песне Бадди Болдена "Funky Butt". Также
некоторые приемы фанка, о которых в то время еще никто не догадывался,
наблюдаются в рок-н-ролле Литтл Ричарда в 50-х годах.
Все, наверное, знают человека-легенду, "крестного отца фанка"
Джеймса Брауна, использовать сэмплы из песен которого считает своим долгом
каждый второй рэппер (далеко не полный список можно найти - ТУТ).
Не будем перечислять все его достижения, вот пара основополагающих
технических моментов: этот человек разработал собственный, нестандартный
рисунок поведения ударных с выделением слабой доли такта, что по началу
обескуражило его друзей-музыкантов, не привыкших так играть. Затем он решил
совместить его с синкопированными гитарными ритмами и повторяющимся,
свингующим басом; добавил броский, кричащий вокал, также нетипичный для
соула. Все это способствовало зарождению целого нового жанра в музыке,
существенно отличающегося от всего, что существовало ранее.
James Brown -
Live in Olympia (1966)
Некоторые группы подхватили стиль, созданный Брауном, и начали его активно
развивать, привнося в него все новые и новые детали. Хорошим примером служит,
например, команда Sly & The Family Stone, которая однажды даже выиграла
$10 000 на конкурсе талантов в родном Огайо.
Sly & The
Family Stone - Thank You (1970)
Дальше - больше. В конце 60-х - начале 70-х появились группы Parliament и
Funkadelic во главе с Джорджем Клинтоном (которого также называют
"премьер-министром фанка"), игравшие музыку под заметным влиянием
джаза и психоделического рока. Их популярность и характерные отличия
(клавишные с "космическим" звучанием, юмор, направленный на секс и
наркотики) породили отдельный поджанр, который назвали "p-funk".
Версий о значении этого сокращения есть несколько, например, что оно
расшифровывается как Parliament-Funkadelic или Plainfield Funk - от названия
города, в котором обе группы и собрались. Самый распространенный вариант -
Pure Funk, то есть фанк "чистый", натуральный, можно даже сказать
животный.
Funkadelic - I
Got A Thing (1970)
В то же время некоторые джазовые исполнители, такие как Гровер Вашингтон,
Эдди Харрис, Майлс Девис, экспериментировали, комбинируя джаз и фанк, что
также вылилось в отдельный жанр - "jazz-funk". Африканские
исполнители сочетали фанк с национальным вокалом и ритмами, в результате чего
появился жанр "afrobeat". Родоначальником и идеологом этого
направления считается Фела Кути.
Вообще, 70-е, пожалуй, можно назвать временем расцвета оригинального фанка
и его выхода на новый уровень актуальности. Появилось огромное количество
новых групп (Kool & The Gang, The Meters, Ohio Players), синглы Sly &
Family Stone занимали первые места в рейтинге Billboard, исполнители диско
популяризировали фанк, заимствуя из него ритм, энергетику и фирменные приемы.
The Meters -
Look-Ka Py Py, Jungle Man (1974)
В 80-е началось наступление различных электронных устройств и
синтезаторов, что привело к некоторому упрощению звучания. Духовые секции
были заменены синтезами клавишных, классические клавишные - новомодными
синтезаторами, барабанщики уже стали не нужны, ведь появились драм-машины.
Появилось новое течение - "electro funk", одним из законодателей
которого считается Afrika Bambaataa. Это было время популярности Рика
Джеймса, Принца, Майкла Джексона. Двое последних, как известно, поднялись до
небывалых высот: их безумно популярное звучание включало в себя и фанк, и
рок, и ритм-н-блюз; их эксцентричное поведение с откровенно выраженной
сексуальностью в сочетании с техничностью доводило публику до экстаза.
Джеймс Браун, Майкл Джексон и Принц на одной сцене (1983)
В 90-х же наблюдается всепоглощающее влияние фанка на другие музыкальные
жанры: рок (Red Hot Chili Peppers, Rage Against The Machine, Faith No More),
эйсид-джаз (в первую очередь Jamiroquai, The Brand New Heavies, Incognito) и,
конечно, в большей степени хип-хоп (перечислять типичных исполнителей уже
бесполезно, так как практически каждый, кто делал хип-хоп, находился под
большим влиянием от фанка - будь то Dr. Dre, дебютный альбом "The
Chronic" которого был так назван именно из-за того, что он
"подсел" на Funkadelic, и их музыка сильнейшим образом отразилась
на его собственной, или Digital Underground, или Gang Starr, или The
Pharcyde, или Spearhead, или 2Pac, в конце концов).
Gang Starr - Full Clip (1999)
С середины 90-х в среде коллекционеров и любителей "чистого"
фанка зародилось новое движение - nu funk. Очень важно было сохранить
подлинное звучание, и исполнители стали возвращаться к азам -
электроника использовалась по минимуму, только живые инструменты!
Сейчас это направление крайне бурно развивается и поддерживается многими
лейблами - Daptone, Ubiquity, Kay-Dee, Tru Thoughts, Soul Patrol, Tramp.
Средиисполнителейможновыделитьследующиегруппы: The New Mastersounds, Speedometer,
Dap-Kings, Lefties Soul Connections, Breakestra, Quantic Soul Connections,
Soul Investigators. Каждая из них обладает собственным почерком и
набором инструментов.
Breakestra - Getcho Soul Togetha (2005)
Складывается ощущение, что происходит некое возрождение фанка в еще более
свежей ипостаси, что не может не радовать!
P.S. Более того, на днях в одном московском клубе проходило выступление
группы Wake&Bake из Санкт-Петербурга, которой заинтересовался немецкий
лейбл Tramp и выпустил их пластинку! А главное, что хочется сказать - играют
они отлично. Так что все только начинается!