В японском хип-хопе танец стал ядром собственной культуры, отдельно от рэпа,
граффити и диджеинга. В первую очередь благодаря тому, что танец визуален, его
может понять каждый – здесь нет языковых барьеров.
Old School Эра
До того, как Японию познакомили с хип-хопом, там был соул. Соул появился в
Японии благодаря телешоу типа «Soul Train» семидесятых. Он послужил средством,
которое помогло японцам сначала изучить, а потом принять черную street dance
культуру. Считается, что хип-хоп родился в Японии благодаря публичному показу
фильма «Flashdance» летом восемьдесят третьего (хотя некоторые японцы знали о
хип-хопе и занимались им еще раньше). Хотя этот фильм был не о брейкдансе, те
несколько секунд, в течение которых показывали «electric boogie» и уличный
брейк, привлекли внимание множества японцев. После
«Flashdance» былидругиефильмы: «Wild Style», «Beat
Street», «Breakin’» и
«Breakin’ 2». ВвосемьдесяттретьемЯпониюпосетили «Rock Steady Crew». Плююкэтомуотметился Boogal Shrimp A.K.A. Turbo изфильма «Breakin’». Врезультатепоявиласьцелаякучаяпонскихбрейкерскихкоманд. Такиеизних, как «Be-Bop Crew» (Fukuoka), «Imperial JBs» (Hakata), «Angel Dust Breakers»
(Osaka), «Osaka Gangstar» (Osaka), и «Be-Bop Crew
Tokyo» (Tokyo) представлялицелыйрайонкаждая. ВтовремявЯпониибылинагастролях Popping Pete и Sketer Rabbit из «Electric Boogaloo», Boogaloo Shrimp, Boo-Ya Tribe и Popping Taco – главныевдохновителияпонскихтанцоров. Особенно
часто приглашали Popping Pete и Sketer Rabbit – в Осаку – благодаря ним там
появилось много хороших popper’ов. (Mr.Wiggles обалдел, посетив Осаку летом
девяноста шестого года. «Никогда не видел, чтобы где-то было столько
popper’ов»).
New School Эра
Она стартовала с бума New Jack Swing в восемьдесят девятом и девяностом.
Благодаря музыкальному видео Bobby Brown, Bell Biv Devoe, Heavy D и M.C. Hammer
стало ясно, что родилась новая форма танца. Все молодые танцоры были готовы
броситься на ее изучение. В восемьдесят девятом вышло в эфир местечковое
телевизионное шоу «DADA LMD». В конце передачи танцевали лайн-дэнс (в «American
Soul Train» ничего похожего не было). В середине шоу на специальных уроках
танцоры показывали новомодные движения. Позже эти самые танцоры дебютировали
как музыкальные исполнители и добились коммерческого успеха. Существовало и
другое телешоу, «Dance Dance Dance». В нем, помимо еженедельных соревнований
четырех танцевальных команд, было специальное выступление штатных танцоров
программы «Megamix».
И «DADA LMD» и «Dance Dance Dance» выходили после полуночи и их трансляция
носила региональный характер. Чтобы взорвать умы аудитории новой формой танца,
их силы явно не хватало. В восемьдесят девятом году появилось общенациональное
телевизионное шоу «Dance Koshien». Оно выходило в эфир по воскресеньям в восемь
утра. Эта программа об уличных танцевальных битвах предназначалась для
аудитории средних школ. (На самом же деле большинство танцоров, которые
появлялись на телевидении, не были школьниками). «Dance Koshien» оказало
гигантское влияние на молодежь. Благодаря этому шоу молодежь начала танцевать.
Некоторые из участников «Dance Koshien» стали знаменитыми. Например, «LL
Brothers», которые позднее превратились в певцов.
Но бум окончился и многие танцевать прекратили. Многие, но не все. Те, кто
остался в танце, объединились с олдскульным народом и вышли на следующий
уровень. Уличный танец из направления перерос в настоящую культуру.
Нью-Йорк и Япония
Танцоры, снявшиеся в музыкальном видео, у японской танцующей молодежи были
героями и примерами для подражания. Link, Stretch,
Loose Joint, Ejoe, Calief, Peek A Boo, Marquest, Kito, Rubberband и Brian… вЯпониивсехихпрекраснознали. В
девяноста первом благодаря нью-йоркским и лос-анджелесским танцорам (Shake,
Fendy, Soul Brothers, Robert, Scheme Team), от которых тащилось множество
японцев, танцевальный стиль стремительно видоизменялся. Если ты хотел врубиться
в новое направление, ты должен был смотреть музыкальное видео. Огромный вклад в
развитие нового стиля внес фильм Lalah Hathaway «Baby Don't Cry» с участием
команды Mop Top и некоторых других ребят. После «Baby Don't Cry» японцы стали
уделять внимание заумному нью-йоркскому стилю. И повалили в Нью-Йорк, чтобы
вживую посмотреть на танцующий американский народ. А японская поп-группа «ZOO»
пригласила танцоров NY сняться в своем видео.
Помимо «Baby Don't Cry», на японцев сильно повлияла документальная программа об
уличных танцорах Нью-Йорка «ALIVE TV: wreckin' shop from Brooklyn».
Хаус как новая форма танца
Где-то в девяноста втором году пришло осознание того, что существует другая
форма уличного танца: хаус. Говорят, музыкальное видео Crystal Water «Gypsy
woman» - первое, где снялись настоящие хаус-танцоры, Calief и Peter Paul. (Это
неверно: на самом деле хаус уже существовал некоторое время до этого видео - в
Нью-Йорке). После «Gypsy woman» хаус получил стремительное развитие. Сейчас в
Японии его считают таким же видом уличного танца, как хип-хоп, брейкинг, локинг
и поппинг.
Хип-хоп в Японии – японский хип-хоп?
Хотя хип-хоп появился в Японии как бум, поветрие, теперь он полноценная
культура, которая постепенно становится по-настоящему японской. Однако японцы
любят делать все, что делают в США. Они думают, это круто. Они помешались на
дорогих шмотках от Polo, DKNY и Tommy: как же, ведь их носят танцоры в
Нью-Йорке! Из-за этого хип-хоп культура Японии не может стать подлинно
японской. Еще одна проблема – языковой барьер. Например, большинство японцев не
понимает, о чем KRS-one говорит в журнале SOURCE. Японцы находятся в постоянной
зависимости от визуальной информации, и это делает культуру поверхностной.
Поскольку хип-хоп можно назвать культурой черных, люди думают, что необходимо
танцевать как черные или даже вести себя как черные. Но это уже не совсем
хип-хоп.
Несмотря на все это, культурой и битом японцы наслаждаются аналогично тому, как
это делают в Америке. Чистая правда. И Япония постепенно понимает значение
«стиля жизни хип-хоп» и пытается создать индивидуальный японский стиль.