Обавторе: Adisa Banjoko – активистхип-хопа, авторкниги «Lyrical Swords Vol. 1 : Hip Hop and Politics in the Mix».
Adisa Banjoko
Со времени президентских выборов люди в США постоянно спрашивают, какое
отношение хип-хоп имеет к политике. На этот вопрос многие хип-хоперы просто не
в состоянии ответить. Главным образом потому, что хип-хоп – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
молодежное движение. И многие молодые ребята просто не знают истории той
культуры, в которой живут.
Чтобы натолкнуть народ на мысли об ответе, я всегда спрашиваю: «Считаете ли вы,
что граффити – незаконная и неправильная вещь?» Подавляющее большинство
отвечает: «Да!»
Тогда я спрашиваю: «Человек от хип-хопа тоже согласится, что это – незаконная
деятельность – с формальной стороны. Но разве лишать городскую молодежь
способов художественного выражения и считать противозаконной естественную
психологическую реакцию на это – разве это правильнее? Разве законнее?»
Они думают и отвечают: «Нет». Вот вам и связь между хип-хопом и политикой.
Вечная их связь.
Каждый элемент хип-хопа рождался на свет из-за расового, экономического и/или
творческого притеснения. Никто не учил городских деток поэзии. Поэтому они
научились ей сами, в собственном мире, в мире без правил. Никто не показывал
городским деткам, как писать полотна на манер Сальвадора Дали. У городских
деток не было, на что купить кисточки. Поэтому они стащили баллончики, а под
холсты приспособили грязные кирпичные стены, автобусные остановки и двери.
Музыкальные программы в семидесятые тихо-мирно умирали, а мамы и папы не могли
купить пианино даже на сотню своих зарплат. Поэтому детки превратили в
музыкальный инструмент обычную вертушку. В гетто у деток было очень мало
учителей танца. Но деткам хотелось двигаться. Поэтому би-бои, би-гел, попперы и
локеры выросли прямо из бетона, выросли, чтобы создать, наверное, самый
прекрасный танец за всю историю человечества. Добро пожаловать в мир Хип-Хоп.
Я пришу о хип-хопе, слушаю хип-хоп и вообще являюсь его поклонником – его и
политики – с конца восьмидесятых годов. Япровелюность, пожирая Public Enemy, KRS ONE, PRT, Paris, NWA и
King Sun. Я
люблю их до сих пор. Но меня всегда сбивало с толку то, почему сообщество
хип-хопа никогда не вело серьезных обсуждений стволовых клеток, однополых
браков, абортов, войн и прочих подобных вещей. Я однажды понял, что нечто, что
мы называем «Хип-хоп и политика», на самом деле состоит из трех больших тем,
которые волнуют хип-хопперов.
Вот эти темы:
Образование – Дети знают, что в провальных школах их кормят полуправдой. Знают,
что многим из них не дают того, что нужно им в повседневной жизни. Америка
стала настолько многокультурной, что система белых школ уже не в состоянии
приспособиться к обучению Дженни Кортрайта, Йоана Йима, Малика Салаама и Люсии
Гарсии в одном классе. И в результате ВСЕ эти дети остаются без внимания. Ясное
дело, почему они восстают. Поколение Хип-Хоп читает текста об образовании.
Расизм – Первоначально, да и до сих пор, главная проблема – это притеснение
афроамериканцев и афроамериканок. Но американские, китайские, арабские и
латиноамериканские рэпперы тоже читают. Читают о тюрьмах, промышленных
комплексах и полицейских зверствах.
Простой белый паренек
Дерек из "Американской истории X"
Нищета – Конфуций сказал: "Если голодно и холодно, обязательно
украдешь". Хип-хоп – прекрасное этому доказательство. Проституция,
гомосексуальная проституция, убийство, торговля наркотиками, воровство. Все это
– совсем не естественные занятия молодежи. Но, когда на сердце и в голове
тяжело от первых двух бед, включается животный режим выживания – плюс дикий
страх попасться. Тогда уже все. Тогда люди делают такое, чего никогда бы не
сделали, живись им хорошо.
Поэтому, РАЗУМЕЕТСЯ, нечего обсуждать с T-Money темы абортов или Ирака. Все,
что ему хочется обсуждать – это как выбраться из ж…ы. Три указанные выше темы –
вот насущные его заботы. Стволовые клетки? Он даже не врубаться не станет, что
это такое, потому что у него не оплачены счета и полная непонятка с тем, откуда
взять бутербродов себе и своей семье на ужин.
Вот почему сообщество хип-хоп не говорит о политике так, как многим хотелось
бы. Каждодневная борьба на улицах – это постоянное напоминание: пока не будет
лучше житься, стволовые клетки, аборты и палестино-израильский конфликт
останутся на заднем плане.
Несколько месяцев назад я проводил исследование для того, чтобы выступить с
лекцией на тему рэп-лирики. Исследование мое посвящалось политике в рэпе. Меня
шокировало то, что в «Straight Outta Compton» N.W.A. и «Wanted Dead or Alive»
Kool G содержатся те же темы, что и в «Revolution Vol. 2» Immortal Technique и
«Sonic Jihad» Paris.
Родители деток, которые любят хип-хоп, часто говорят: «Звучит так, будто всегда
одна и та же песня». Точно, в точку. Юное поколение хип-хопа сидит ВНУТРИ
Америки. Но ЗА Иерихоном есть те, кто громят стены своей призывной песней, пока
они не рухнут.
Непосвященный народ всегда спрашивает: да когда же хип-хоп сменит пластинку?
Ответить просто. Хип-хоп сменит пластинку, когда те, кто держат города и штаты,
прислушаются к нуждам молодежи и САМИ сменят пластинку. Хип-хоп изменится,
когда дети смогут взять в руки книги, а не ножи, и прочитать, что всегда были
люди, такие же, как они, люди, которые оставили след в истории, науке и
политике. Хип-хоп изменится, когда вместо полуправды детям будут давать
настоящую духовную пищу. Если этого не произойдет, эмси и дальше будут творить
Вавилон. Би-бои и би-гел и дальше будут долбить бетон. Граффитеры и дальше
будут расписывать стены болью в оттенках ночи, а диджеи крутить шарманки ярости
синхронно со всем миром хип-хопа.
Музыка изменится, когда ее УСЛЫШАТ. Граффити изменится, когда его УВИДЯТ.
Танцоры могут измениться, если с ними начнут танцевать и любить их за все
добро, которое они дарят миру.
Если политики разберутся с тремя указанными проблемами, у них появятся самые
верные избиратели. Если политическая партия решит вопросы образования, расизма
и нищеты, она станет любимой партией хип-хоп сообщества. Но сейчас все
политические партии только гадят. Вот почему, несмотря на присущую хип-хопу
политичность, народ хип-хопа не желает помогать партиям и политике.
А политически настроенным людям от хип-хопа нужно взять и оглянуться. Увидеть,
как хип-хоп связан с образованием, расизмом и нищетой. А потом подумать, как
можно использовать хип-хоп, чтобы улучшить существование. Если мы планируем с
годами оказывать большее влияние на политику и общество, нужно время от времени
смотреть назад – чтобы идти вперед.
«Я по-прежнему рядом с молодым чернокожим пареньком. И останусь рядом, пока
не станет лучше. Это все, что я могу сделать для решения насущных проблем
общества» (Тупак).