|
Так чем же Nike Air Force отличаются от другой
спортивной обуви?
|
Совсем
недавно, 10 декабря 2006 года, один из влиятельнейших брендов в мире обуви,
Nike Air Force 1, отмечал четвертьвековой юбилей. Событие, казалось бы, не
ахти какое важное в мировом масштабе, но вот поди ж ты - для его организации
были привлечены такие фигуры, как ЛеБрон Джеймс, Коби Брайант, Стив Нэш,
Амаре Стадемайр, Рашид Уоллес, Пол Пирс, Шон Мэрион и другие суперзвезды NBA.
В рекламном ролике, названном «The Second Coming» («Второе пришествие») они
гордо шествовали по аэродрому, облаченные в белые костюмы от Nike, а
озвучивалось все это дело специальным саундтреком, который записали Джаст
Блэйз и Джуелз Сантана. На праздничной вечеринке для гостей присутствовали Usher,
Snoop Dogg, LL Cool J, Rihanna и многие другие звезды шоу-бизнеса. Юбилейная
коллекция получила особое имя - Air Force 25, и сейчас ее уже практически не
найти ни в каких магазинах: фанатов у этой марки хватает, будьте уверены...
Так чем же Nike Air Force отличаются от другой спортивной обуви? Разве
мало в мире качественной, не стареющей с годами и не теряющей своего
фирменного шарма обуви, в которой можно и в баскетбол поиграть, и пройтись с
девочкой по главной улице?.. Оказывается, мало. И среди немногочисленных
фирм-производителей такой обуви Nike успешно занимает одно из ведущих мест.
Вообще-то Nike это древнегреческая богиня победы Ника, которую изображали
в виде прекрасной крылатой девушки. Во время боя она реяла впереди
наступавших войск и воодушевляла их. Чем не название для брэнда, который
всегда хочет быть впереди и громить наголову своих конкурентов?..
Бизнесмен Фил Найт и спортсмен Билл Бовермэн рассудили, что пришла пора
предложить любителям американского баскетбола новый качественный товар, который
бы резко улучшил результаты игр. На первый взгляд, у Фила и Билла было мало
общего. Найт - настырный и честолюбивый студент Стэндфордского университета.
Бовермэн - обычный тренер провинциальной студенческой команды бегунов из
штата Орегон. Но, познакомившись, они поняли, что их взгляды на спортивный
бизнес совпадают почти во всем. Свободных денег у обоих было всего по 500
долларов. На эти деньги и был основан новый бизнес...
Найт сразу рассказал Бовермэну о том, что кроссовок на рынке и без них
хватает - и дешевые, по 5 долларов, и дорогие импортные, по 30. Но есть
блестящая идея - прорваться на американский рынок с помощью... японцев. Ведь
шить кроссовки в Азии гораздо дешевле! К тому же тогда, в начале 1960-х,
Страна Восходящего Солнца только-только начинала показывать миру свои зубы и
когти, и в США даже возникла мода на все японское: маленькие Toyota,
магнитофоны Sony... На этой волне прославились и появившиеся на рынке в 1962
году кроссовки Blue Ribbon, детище японской компании Onitsuka Tiger Company.
На самом деле за спиной этой фирмы стояли Фил и Билл, решившие именно таким
экзотическим способом проверить на прочность своих соотечественников. Первая
же модель Tiger разошлась в США на ура, и дело пошло.
Интерес к новой спортивной обуви был большим и устойчивым. И в 1971 году
пришла пора сделать ребрендинг - переименовать Blue Ribbon в Nike. К тому
времени годовые продажи фирмы уже достигли миллиона долларов. Студентка
Портлэндского университета Каролина Дэвисон за 35 долларов нарисовала новый
логотип фирмы - крыло богини Ники. Впервые он был размещен на кроссовках в
мае 1972-го (а еще через двадцать лет Фил Найт сделал себе такую татуировку
на ноге. Сейчас логотип Nike официально признан самым узнаваемым спортивным
лого в мире.) В 1975 году по инициативе Найта подошва на всей продукции Nike
стала рифленой, что позволило уменьшить вес обуви и одновременно усилить
толчок при прыжке. Такое решение Фил, кстати, принял за завтраком, хорошенько
рассмотрев... поверхность обыкновенной вафли!
К концу 1970-х Nike захватил уже 50 процентов американского рынка
спортивной обуви, а акции фирмы высоко котировались на нью-йоркской бирже.
Однако только в 1982-м появилась та самая легендарная линия, 25-летие которой
с таким размахом отмечали совсем недавно. Кроссовки Air Force 1 сразу же
полюбили игроки Высшей Баскетбольной Лиги и хип-хоперы - и те, и другие
оценили необыкновенную «прыгучесть» и стильный внешний вид.
«Эйр форсы» сразу же надели многие звезды спорта: и легкоатлет Карл Льюис,
и теннисист Джон МакИнрой, и бейсболист Джо Джексон. Все это были признанные
кумиры, поэтому, когда в 1984-м Nike подписал контракт с малоизвестным
начинающим баскетболистом Майклом Джорданом, многие эксперты непонимающе
пожали плечами - к чему бы это?.. К чему это привело, вы прекрасно знаете и
сами. Уже через несколько лет в кроссовках Nike ходил каждый второй, потому
что все знали - их носит сам Великий Майк...
В 1988-м один из посетителей компании, восхищенный ее успехами, сказал в
разговоре с сотрудником Nike: «You Nike guys, you just do it» («Вы, парни из
Nike, просто делаете это»). Общим решением вторая часть этой случайной фразы
- «Just Do It» - была сделана фирменным слоганом Nike.
Сейчас годовые объемы продаж Nike достигают 10 миллиардов 600 миллионов
долларов в год. Сложно представить себе человека, который никогда не видел бы
кроссовок с крылышком богини Ники на боку. И уж тем более невозможно представить
себе такого хип-хопера. В их кругах Nike пользуется вполне понятной любовью и
почетом. В первых моделях Air Force 1 выступали ветераны движения в 1982-м, в
новейших «найках» щеголяют сейчас их дети. И неудивительно, что во время
юбилейной церемонии в декабре 2006-го специальный трек, посвященный Air Force
1, квартетом исполнили Kanye West, KRS-One, Nas и Rakim (а продюсером
выступил легендарный Рик Рубин, который, кстати, в 1986-м спродюсировал «My
Adidas» для Run-D.M.C.). Это не первая тема, посвященная культовой модели
Nike - в репертуаре Nelly есть трек «Air Force One's»...
|