Хип-Хоп (англ. Hip-hop, hiphop, hip hop) —
молодёжная субкультура, появившаяся в США в конце 1970-х в среде
афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»),
свой жаргон, своя мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое
искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х гг. хип-хоп стал
частью молодёжной культуры во многих странах мира. Хип-Хоп как культурное
движение охватывает широкий спектр человеческой деятельности, так называемые
"элементы" ('elements'), включающее, но неограниченное ими: hip hop
music (музыка), breakdance (брейк-дэнс), graffiti (граффити), Djing
(Ди-джеин') и MCing (МСин'), beat boxing (бит боксин') rapping
(рэп).
А также самый бессовский элемент "Duckxing"
Музыка
хип-хопа
Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа
(ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого
ди-джеем; в то же время нередки композиции без вокала. В такой комбинации
исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ. MC – Microphone Controller
или Master of Ceremony). Приоритетным и наиболее оцениваемым считается
искусство рифмы, которую «эм-си» в погоне за новаторством зачастую сочиняют в
ущерб смыслу текста, что, в свою очередь, превращает его в запутанные загадки
(напр. Гостфейс Килла говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы,
чтобы никто не понял, кроме него, о чём идёт речь). В задачу одного или
нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование
(использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и
синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг»
(вокальная имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются
танцевальным ансамблем.
В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее
коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически
представлен множеством направлений внутри жанра. Истоки и развитие музыки хип-хопа
70-е
Официальной датой возникновения репа как культуры и
музыкального стиля считается 1976 год. Существуют разные версии, как например
то, что рэп привезен с Ямайки. Но есть и факты. Рэп - это ответвление рэгги под
названием "раггамафин". Так же считается, что рэп был привезен с самой
ямайки тремя людьми - DJ Kool Herc (Ди-джей Кул Хёрк), Afrika Bambattaa (Африка
Бамбата) и Grandmaster Flesh (Грандмастер Флэш). Вторая версия это то, что рэп
зародился в негритянской среде Бронкса, района Нью-Йорка, во второй половине
1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали
диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной
тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального
проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си» были буквально
типичными конферансье («Master of Ceremony» — т. е. сокращённо MC; эта
аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли
ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и
целыми тирадами. (Необходимо отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения
была выработана ещё на рубеже 1960—70-х гг. благодаря зародившейся технике
даба.) Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные
ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьём» «сетами»
(программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и басовые
партии снятые с композиций в стилях диско и фанк, поверх которых эм-си
начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1977—78
гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.
о
чёрных братьях...
Dj Kool Herc является основателем
"брэйкбит" ди-джеинга и в сущности хип-хоп культуры. Используя
"биты" и танцевальные части фанковых записей Mandrill, James Brown, и
The Jimmy Castor Bunch – Kool Herc создал прототип для современной хип-хоп
музыки. Хотя другие ди-джеи, такие как Grandmaster Flash, усовершенствовали и
повысили технику, Herc был первым, кто начал создавать музыку с помощью
тёрнтэйбла.
В начале его ди-джейской карьеры, в начале 70-ых, в то
время, когда диско было преобладающим музыкальным направлением, Kool Herc сразу
популяризовал себя, играя фанковые композиции поздних 60-ых и используя из них
биты - James Brown'a и Mandrill. Между тем, Herc был известным на проходящих в
то время all-night party (вечеринка всю ночь). Также на этих вечеринках
выступали танцоры, которые были ранними предшественниками би-боев 80-ых.
Одновременно у Kool Herc появилась группа Kool Herc & The Herculoids в
составе с Coke La Rock
и Clark Kent.
Карьера Kool Herc была стабильна, однако, когда он
перенёс приступ на одной из его вечеринок, это стало причиной приостановления
его деятельности на несколько лет.
Несмотря на то, что он изредка давал о себе знать в
90-ых, успешно выступив на сцене Source Awards с рассказом о раннем хип-хопе,
Herc ушёл в сторону от хип-хоп общества и прекратил быть ключевым игроком, так
же, как это случилось в середине 70-ых.
Африка Бамбата (Afrika Bambaataa, наст. имя Кевин
Донован, род. 17 апреля 1957
г., точная дата и даже год его рождения спорны) —
американский ди-джей из Южного Бронкса, которого нередко называют первым
рэппером в истории музыки. В 2005 году выступал в Москве.
Посмотрев фильм «Зулусы» (с Майклом Кейном в главной
роли), Бамбата проникся любовью к Африке, в середине 1970-х посетил Чёрный
континент и принял имя зулусского вождя прошлого столетия. Он собрал команду
брейкдэнсеров, виртуозов граффити и ди-джеев, которая сначала называлась просто
«Организация» (The Organization), а затем была переименована в «Зулусскую
нацию» (Zulu Nation). Их целью были продвижение культуры хип-хопа во всём мире
и борьба против расизма.
В 1982
г. Бамбата познакомил Европу с культурой хип-хопа,
организовав первое турне рэперов по Старому свету. Под впечатлением от немецкой
музыки электро (Kraftwerk) он выпустил сингл «Planet Rock», который сочетал
элементы этого направления с хип-хопом. За ним последовал сингл «Renegades of
Funk» (1983), c которого начинается отсчёт истории нового направления в музыке
— электро-фанка. (Позже дам более полную биографию)
Грэндмастер Флэш (Grandmaster Flash, наст. имя
Joseph Saddler, род. 1 января 1958
г. на острове Барбадос) — американский рэппер, который
вместе со своей командой Grandmaster Flash and the Furious Five стоял у истоков
хип-хоп-музыки. Как гласит легенда, сам термин «хип-хоп» был изобретён в 1978
году одним из участников этого коллектива.
Грэндмастер Флэш ввёл в моду музыкальные дуэли рэперов
(«freestyle rapping») и продемонстрировал огромные возможности микширования
своим синглом «The Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel»
(1981), на котором впервые можно было услышать звук скретчинга, ставший
атрибутом раннего хип-хопа. Журнал Rolling Stone назвал выпущенный в 1982 году
платиновый сингл «The Message» самым влиятельным в истории хип-хопа.
В следующем году дороги Грандмастера и его товарищей по
группе разошлись. В течение 1980-х рэппер получил три премии «Грэмми» — за
совместные работы с Чакой Хан («I Feel for You», автор — Принс) и Квинси
Джонсом. В 2006 году Grandmaster Flash and the Furious Five стали первыми
рэпперами, чьи имена были занесены в Зал славы рок-н-ролла.
The Sugarhill Gang («Шугархилл Гэнг») —
американская рэп-группа, чей дебютный сингл «Rapper’s Delight» 1979 года ознаменовал
начало индустрии хип-хопа, о котором до того времени в массовой культуре не
было понятия. Группа была собрана почти случайно за один день Сильвией
Робинсон, владельцем Sugar Hill Records, находящемся в Нью-Джерси.Ситуация
меняется кардинальным образом, когда в начале осени 1979 года в США выходит
сингл «Rapper's Delight» в исполнении The Sugarhill Gang и производит сенсацию
на американском рынке популярной музыки. Сингл считается первой записью рэпа
несмотря на то, что ещё несколько чуть более ранее записанных песен оспаривают
славу первенства; однако именно благодаря этой 11-минутной композиции
американская публика и СМИ узнали о таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря
на популярность песни, большинство сходилось во мнении, что это была музыкальная
шутка, из которой далее ничего не выйдет. Песню написала негритянская группа,
собранная почти случайно за день до записи, при этом сингл разошелся в 8
миллионов копий. это был огромный успех даже для обычного поп-сингла, не говоря
уже о рэпе. Ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из
тогдашнего хита Chic «Good Times», поверх был наложен рэп в исполнении трёх
эм-си. Одним из достоинств композиции является то, что уже в этом первом рэпе
1979 года были даны типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа:
детали бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное тщеславие.
80-е
В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный
интерес к европейской электронной поп-музыке, — в первую очередь, к Kraftwerk и
Гари Ньюману, широко сэмплировавшимся, — технологические находки которых, вкупе
с развившимся «брейкбитом» — ломаным, совершенно новым ритмом, — способствовали
отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка. Брейкбитовый ритм
в сочетании с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели
хип-хоп на новый уровень. Новаторами раннего хип-хопа были Кёртис Блоу, Африка
Бамбата, Грандмастер Флэш и Whodini, — именно их записи 1980—84 гг. (относимые
ныне к «старой школе хип-хопа») явились определяющими для становления жанра.
Музыкальный журнал Rolling Stone назвал самой влиятельной композицией в истории
хип-хопа «The Message» Грандмастера Флэша (1982).
Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC,
Mantronix, Beastie Boys, каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run
DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание
своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали элементы
панк-рока и рэпа и при содействии Рика Рубина стали первым белым
рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха. Рэп-композиции записывали и
панк-команды, например, The Clash (их сингл «The Magnificent Seven» 1980 года
интенсивно раскручивался на негритянских радиостанциях Нью-Йорка), Blondie (их
сингл «The Rapture» возглавил американские чарты в 1982 г.).
Run-D.M.C. («Ран Ди-Эм-Си») — американская
рэп-группа, оказавшая значительное влияние на развитие музыки хип-хопа 1980-х
гг. Run DMC были первым рэп-коллективом, видеоклипы которого которого
показывались на MTV, а их дебютный альбом стал первым в истории хип-хопа
«золотым».
Группа была создана Джозефом Симмонсом и Дэррилом
Макданиэлсом, знавшими друг друга с детства. Симмонс к тому времени имел опыт
работы ди-джеем (DJ Run) в составе выступлений Кёртиса Блоу, чьим менеджером
был его брат Расселл Симмонс. Вскоре к ним присоединился Джейсон Мизелл (Джем
Мастер Джей). В 1983 году вышел их первый сингл «It’s Like That». В следующем
году Run DMC выпустили одноимённый дебютный альбом, занявший 1-е место в категории
ритм-энд-блюза.
На концертах Run DMC носили исключительно «Adidas»,
кроссовки без шнурков и фетровые шляпы. Широкую известность Run DMC принесла
записанная совместно с Aerosmith в 1986 году «Walk This Way», попавшая в
десятку «Billboard». В 1990-е гг. активность группы заметно снизилась.
30 октября 2002 Джем Мастер Джей был застрелен в своей
студии в Нью-Йорке. Причины, равно как и личность убийцы остаются неизвестны.
К середине 1980-х годов музыка хип-хопа перестала
ориентироваться исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее поколение
рэпперов стало разрабатывать более серьезные темы, напр., социально-агрессивные
рэпы Public Enemy принесли им культовый статус среди слушателей не только в
негритянской среде. Усложнялась и музыкальная сторона хип-хопа: современный
этап в его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full»
дуэта Eric B. & Rakim. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня
популярности, сравнимого с роком, кантри и эстрадой, а такие крупные институты
музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи, заведующая
«Грэмми», и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа.
Олицетворением этой популярности в Америке стали MC Hammer, Kris Kross и др.,
адресовавшие свою музыку более широкой слушательской аудитории, что, в свою
очередь, дало толчок для развития более бескопромисных жанров в хип-хопе.
90-е
На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально известных
своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность
«гангста-рэп», отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым
влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник NWA по
имени Dr. Dre; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк, наиболее ярким
представителем которого был его протеже Снуп Догг . Dr. Dre (André Romell Young) — известный
американский рэпер и продюсер. Родился 18 февраля 1965 года в Лос-Анджелесе.
Начинал он ди-джеем в лос-анджелесском клубе «Eve After Dark». Тогда он
занимался изготовлением миксов. В небольшой комнате на четырёхдорожечном
магнитофоне вместе с будущими членами группы NWA, Yella и Lonzo WIlliams,
записывали свои демо записи. Первой из них был Surgery, простенький техно-трек
с повторяющейся фразой «Calling Dr Dre to surgery» — «Доктор Дрэй вызывается на
операцию». Эти занятия дали Андрэ необходимый опыт работы с музыкальными
треками, а первый трек — псевдоним Андрэ, Dr Dre. В 17 лет Андрэ основал «World
Class Wreckin' Cru», а чуть позже появилась группа NWA — «Niggaz With
Attitude». Первый альбом NWA под многозначительным названием Fuck Tha Police,
вызвал много споров, в конечном счёте, группа стала преследоваться ФБР, что
принесло им ещё больший авторитет среди поклонников. Так члены группы стали
пионерами гангста-рэпа, а кроме того, богатыми и знаменитыми личностями. Через
сводного брата Snoop Dogg'а Dre знакомится с начинающим рэппером и начинает с
ним работать. В 1992 году Андрэ выходит из группы и выпускает сольный альбом,
The Chronic, в котором исполняет все треки наполовину со Snoop Dogg’ом. Альбом
пользовался большим успехом, Дрей получил за него две премии Грэмми. Благодаря
синглам Nuthin' But a 'G' Thang, Dre Day, Let Me Ride альбом стал
мультиплатиновым и изменил лицо хип-хопа во всём мире. Рэп получил всемирное
признание, и Дрэй стал работать в качестве продюсера на основанной им компании
«Death Row Records» для Snoop Dogg, Warren G и Blackstreet, тоже получивших
признание. В 1993 году Дрей продюсирует дебютный альбом Снупа, «Doggystyle». В
течение долгого времени Дрей не выпускал своих сольных альбомов, но в этом и не
нуждался, потому что был занят работой в своей звукозаписывающей компании. В
1996 году компания стала работать с Тупаком Шакуром, продюссируя его альбом All
Eyez on Me. Песню California Love с этого альбома Тупак исполнял вместе с
Дрэем. В конце 1996 Дрей покидает компанию и основывает Aftermath
Entertainment. Первый альбом этой компании, сборник Dr. Dre Presents…The
Aftermath, был замечен прессой, но всё же не стал хитом. В 1998 году Dr. Dre,
бывший тогда одним из лучших хип-хоп продюсеров, услышал альбом Эминема, и
встретился с ним. С этого и началось их сотрудничество. О Дрэе опять
заговорили, как о со-продюсере нашумевшего альбома Эминема The Slim Shady LP.
Осенью 1999 года Дрей выпускает свой альбом, 2001, и ещё один сборник, 2001
Instrumental, в записи которого участвовали также Eminem, Snoop Dogg, Mary J.
Blige и Xzibit. В 2000 году Дрей продолжает продюсерскую работу, а на
Грэмми-2001 ему вручают сразу несколько премий, среди который заслуженная
«Producer Of The Year, Non-Classical» за продюссирование песен Bitch Please II
(Eminem Featuring Dr. Dre, Snoop Dogg, Xzibit & Nate Dogg), Chin Check
(N.W.A.), альбома 2001 (Dr. Dre), Hello (Ice Cube Featuring Dr. Dre & MC
Ren), I’m Back (Eminem), Kill You (Eminem), The Real Slim Shady (Eminem),
Remember Me? (Eminem
Featuring RBX And Sticky Fingaz), Who Knew (Eminem). ДругойегонаградойсталапремияГрэммиза «Best Rap Duo» («Forgot About Dre»). Последний год
его работы ещё раз доказал, что Dr. Dre — один из лучших хип-хоп продюсеров
настоящего времени.
Несколько лет спустя участники трио The Fugees своим
альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для интеграции
хип-хопа с другими музыкальными направлениями — ритм-энд-блюзом, рэгги и даже
джазом. Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за
пределами США.
The Fugees - сложилась в Нью-Джерси в конце 1980-х
в составе солистки Лорин Хилл и рэперов Праса и Вайклефа Джина. Последние двое
были двоюродными братьями и выходцами с Гаити. Название команды образовано от
насмешливого обозначения переселенцев из Гаити. Поначалу экстравагантное трио
было известно своими концертными выступлениями; первый студийный альбом
(«Blunted on Reality», 1994) прошел практически незамеченным.
Звездный час пробил с выходом второго альбома The Score в
1996 г.
Он был распродан многомиллионным тиражом, выиграл несколько премий «Грэмми» и
стал одной из важных вех в истории хип-хопа. Первый сингл с альбома —
кавер-версия «Killing Me Softly» Роберты Флэк — на протяжении семи недель
удерживал первое место в Великобритании. За ним последовал другой бестселлер —
«Ready or Not», построенный на сэмплировании хита Энии «Boadicea» (за что
певица подала на рэперов в суд). Третий сингл — «No Woman No Cry» — впитал в
себя элементы регги, будучи перепевкой знаменитой песни Боба Марли.
После оглушительного успеха второго альбома все трое
участников группы занялись сольными проектами. В 2004 г. воссоединились для
тура по Европе и записи третьего альбома.
В середине 1990-х развернулось соперничество между
гангста-рэперами с Западного и Восточного побережий США, которое завершилось
гибелью их лидеров — Тупака Шакура и Notorious B.I.G. Трагический исход этого
противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой
информации, что практически в течение всего 1997 года рэпперы оккупировали
верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода характерна интенсивная
коммерциализация хип-хопа, что принято связывать с именем Паффа Дэдди —
рэппера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои композиции
на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе XX
столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем, который попытался возродить
заряд провокации и социального протеста.
Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически
и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек
свинг», «хип-хоп-соул»). В 2004 году впервые в истории премия «Грэмми» в самой
престижной «наджанровой» номинации — «за лучший альбом» — была присуждена рэп-артистам
— дуэту OutKast. В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях
популярной музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся
индустрия.