Двадцать третьего ноября 2003 года в нижней части Гамильтона (Стил Сити,
Канада) Stylordz провели свой первый Хип-Хоп Конгресс. Он стал важной вехой в
истории этой организации и явился настоящим примером того, во что превратился
хип-хоп со времени своей юности. Это бунтарское искусство городских выдумок
обратило внимание на промышленность, философию и науку.
Stylordz Network официально функционирует онлайн с 2000 года, но в андеграунде
в качестве независимой организации, сотрудничающей на мировом уровне с хип-хоп
артистами, музыкантами, брейкерами, промоутерами и ди-джеями, она существует
уже более десяти лет. Сегодня Stylordz – это и школа и
производящая/промоутирующая компания для хип-хоп артистов, занимающихся
музыкой, танцем и графическим искусством. TRX, главный архитектор Network, использует
растущую популярность Stylordz, чтобы сохранить создавшие хип-хоп страсть и
необходимость. Его цель – хип-хоп как чистая форма искусства – постоянная
эволюция и экспрессия, которые оригинальны и личностны.
В 2000 году Stylordz подключились к интернету, создав вебсайт и соединив его с
вещательной системой CanWeb, которая предоставляет независимым артистам
площадку для продвижения их работы. Сайт и CanWeb расширили популярность
Stylordz - с момента создания зафиксировано более шестидесяти миллионов
посещений. Дело шло в гору, и Stylordz решили, что настало время для
официального представления. Конгресс стал возможностью Stylordz с разных стран
встретиться вживую; многие увиделись в первый раз. Две ключевые темы встречи
были таковы: планировка новых шоу и проектов для CanWeb и обсуждение деталей
релиза и видео «Seeds of New Life», песни Trigga & Kazzer.
«У Trigga долгая история в хип-хопе, и это имеет отношение к Гамильтону», -
заявил TRX во время нашего телефонного интервью. «Мы решили работать с ним
первым из-за того, что у него большой послужной список выступлений и выходов на
радио и телевидении. А Kazzer принимает участие в песне и помогает с раскруткой
этого проекта».
TRX
– главный архитектор Stylordz Hip Hop Network, стремящийся «связать артистов
узами хип-хопа».
«Сначала я был художником и занимался боевыми искусствами и танцем. Где-то в
середине восьмидесятых я увидел, как мой двоюродный брат танцует брейк, и начал
танцевать с большим увлечением. Музыкой я увлекся в начале девяностых годов,
когда научился справляться с оборудованием и сблизился со многими артистами,
зараз организовывая шоу и делая музыку. Я был главным членом таких ранних
команд как 1st degree и The Bally Hoo Kru.
В 1996 году TRX начал использовать название Stylordz.
Сегодня TRX является директором музыкальных каналов CanWeb. За прошедшие десять
лет он организовал шесть разных школ брейкинга, и теперь имеет право сказать,
что самые выдающиеся брейкеры Онтарио (в том числе и Dyzee, победитель Ricki
Lake Break Competition и участник международных Freestyle Sessions) отстают от
него на шесть шагов.
TRX считает, что любой, кто хочет быть частью Stylordz, должен быть настоящим
артистом: оригинальным и креативным. «Среди тех, кто копирует рыночную моду,
нет подлинных художников. Что касается танцоров, я преподаю уже много лет и за
это время многие их них стали членами Stylordz. У нас есть граффитеры и
ди-джеи, они поддерживают танцоров своим творчеством. Просто надо оставаться
преданным и делать вклад в общее дело. Иногда мы встречаемся, чтобы быть в
курсе дел каждого. У нас существует администрация. Без нее творился бы бардак.
Все жертвуют тем, чем могут, и получают за это бесплатную раскрутку на CanWeb».
«У нас есть философия, которая возносит хип-хоп на уровень религии. Это не
религия, но вера некоторых настолько же глубока. Всем нашим членам не требуется
верить в то же, во что верим мы - мы поддерживаем свободных мыслителей, но все,
кто производит с нами товар, должны работать конструктивно, на общую пользу,
потому что в наши дни масс-медиа уже позаботились об Отрицательной стороне
хип-хопа. Мы связываем художника с другими элементами этой культуры. Мы
самовыражаемся без того, чтобы следовать по общему курсу».
Любимое TRX’овское выступление Stylordz состоялось несколько лет назад и
называлось Xtravagana. Перед тем, как вдаваться в детали, он сообщил, что
перестал организовывать бэттлы из-за выходок неприятелей, которые срывали все
предыдущие. В то время Stylordz считали организацией неудачников. Xtravagana
стала самым любимым шоу TRX’а просто потому, что идеально совместила все
элементы хип-хопа в одном продуманном действе с участием ди-джеев, рэпперов,
брейкеров и граффитеров. В Xtravagana’езасветились Against All Odds, Truthsayer и A Class.
Ниже
следует грубый набросок того, из чего состоит Stylordz Hip Hop Network:
STYLORDZ находятся в прямой зависимости от каждой творческой индивидуальности.
STYLE = едкая манера выражения
LORD = лидер
HIP-HOP = базисная культура
NETWORK = группа или система взаимодействий
Пять Основных Элементов Хип-Хоп Культуры
Ди-джей – отвечает за выбор музыки и проигрывание. Использует нарезки и
скретчи.
Брейкер – противостоит ограничениям в области танца, используя движения, изгибы
и фиксации тела.
Граффитер – художник хип-хопа.
Эмси – доносит слушателям негативные или позитивные послания. Не является
рэппером. Контролирует микрофон. Конферансье, которые управляет толпой.
Первичная движущая сила – вожди. Kool Herc, Afrika
Bambattaa, Russel Simons, KRS one, Crazy Leggs.
Когда
TRX’а спросили, что бы он делал, если б не занимался хип-хопом, он ответил, что
изучал бы физику и что это сердцевина его понимания хип-хопа, упражнений, в
которые в равной степени вовлечены тело и разум и которые являются залогом
совершенной точности и безошибочности. В качестве примера того, как хип-хоп
порождает математическое равновесие, он привел травму одного из Stylordz,
Trigga’и. TRX убедил его, что тому нужно остаться в хип-хопе, потому что он рэппер.
То, что ему нужно для этого – мозги и голос. Брейкеры заменяют голос
физическими элементами. Вот и равновесие. TRX добавил, что в брейкинге мозги
работают так же, как и в других формах танца типа балета, и даже еще больше -
из-за всяческих наворотов и ломаных ритмов.
Вдохновители Stylordz – это пионеры хип-хопа, такие как Afrika Bambataa,
который «начал с хип-хопа гангстеров и постепенно пришел к чему-то более
позитивному. Сегодня хип-хоп возвращается к бандам, и этим СМИ зачаровывают
молодежь».
TRX объяснил, что хип-хоп носит бунтарский характер и корни его злы, но таков
не весь хип-хоп, хотя популярный хип-хоп, кажется, заинтересован только в
преувеличении собственного зла. Когда с хип-хопом соотносят только рэпперов,
исключая брейкеров, эмси, ди-джеев и граффитеров – это неправильно. «Рэп-музыка
не то же самое, что хип-хоп. Хип-хоп – это культура, а рэп – индивидуальная
деятельность. Рэп – это что голова хип-хопа, хип-хоп – это тело». Также
неправильно приравнивать хип-хоп к быстрым деньгам и насилию.
Хип-хоп, по TRX’у, является ответом на лишение гражданских прав. «Он идет с
улиц, но создан он был и развивался, чтобы мы могли находиться вне проблемы и
чтобы вместо участия в побоищах мы могли танцевать. Хип-хоп рассказывает об
улице то, о чем молчат газеты. Он создает перспективы, инициативу, культуру,
гордость, системы обучения. Вместо того чтобы сбегать с улиц, мы изменили их –
да, это бизнес, но в гораздо большей степени это вид искусства. Раньше было не
так».
«Если в хип-хопе и есть ярость», - сказал TRX, - «то это просто средство
выживания бедных или тех, кому тяжело живется. У ребят с окраин нет причин
хотеть казаться буйными и крутыми. Просто искусство само по себе –
разновидность бунта, чье-то желание быть не как все».
На просьбу предсказать будущее хип-хопа TRX ответил: «Со временем хип-хоп так
насытится Паффами Дэдди и сэмплами из семидесятых, что снова станет искусством,
откроет себя заново и вернет былую оригинальность».
В 2004 году Charly B выступит на монреальской Carribana. Kazzer работает над
вторым альбомом, TRX преподает брейкинг в McMaster University. TRX заметил, что
до тех пор, пока все главные проекты Stylordz не станут прочными и
самодостаточными, ему придется сидеть в Торонто. Однако он надеется вернуться в
национальные и международные бэттлы.
Последняя цитата TRX’а: «Мы хотим, чтобы хип-хоп стал более прочным, чтобы он
помогал молодежи развивать навыки, а артистам – проявлять таланты».