Когда-то это
был целый стиль, теперь - легенда, которая прячется за техно-минимализмом или
угаром хип-хопа. Чавкающие биты, роботизированные гармонии, действительно
нереальные звуки. Электро-миксы - идеальные саундтреки к фильмам про космический
шпионаж или оттяг мутантов в барах после Апокалипсиса.
Электро
появилось благодаря необычному музыкальному альянсу Америки и Германии, точнее
- немецкому ответу на засилье американского рок-н-ролла. Мощная волна
германского краут-рока (Can, Faust, Neu) в 70-х годах вынесла на поверхность
Kraftwerk - самый футуристический кибер-проект на земле. Роботоподобный саунд
группы, положенный на немного "сбитые" ритмы, как раз и привел к
первому электро-альбому на земле, "Computer World". Это было в 1981,
такими экспериментами занималось множество индустриальных проектов, а год
спустя эти вибрации ощутили сотни танцевальных музыкантов. Одним из них был
американский негр Африка Бамбата (Africa Bambaata) & Соулсоник Форс
(Soulsonic Force) - в 1982 они выпустили пластинку Planet Rock, на которой
совместил звук немецких революционеров Kraftwerk "Trans Europe
Express" и ударники из их же песни "Numbers" и брейковые ритмы.
Сама культура брейк-музыки в Америке всегда была мощной благодаря непреходящему
успеху фанка в этой стране. Времена Parliament, Funkadelik и Джорджа Клинтона
прошли, но идея черного сопротивления осталась. Дым марихуаны 60-х не растаял.
И опыт диск-жокея из Бронкса оказался заразительным: спустя год в каждом
"черном" квартале Америки вовсю раскручивались особые команды crew.
Они состояли из игроков электро-команд и диск-жокеев, из вокалистов-пионеров MC
и граффити-художников, из танцоров брейк-данса и просто хороших ребят. А
"белые танцполы" тосковали по успеху диско, уходящему безвозвратно,
поэтому они не смогли пропустить мимо себя новую черную волну. И электрик-буги
проник в середине 80-х во все дискотеки. Так Американская ветвь электро
распалась на рэп и хип-хоп.
В Европе
пытались сделать из электро надежду и опору вечно доминирующей в Старом Свете романтики.
Но ничего кроме слабого стиля электро-поп не добились - да и в нем реальных
высот достигли, пожалуй, только Depeche Mode. Ну и, конечно, сами
основоположники Kraftwerk выпустили несколько отличных электро-пластинок. В
Европе настоящее электро было законсервировано до сэмплерной революции, то есть
до появления хаус- и техно-музыки.
С этого
момента электро перестает ассоциироваться с рэпом и становится мощным
энергетическим источником для новой рэйв-культуры, оставаясь при этом в тени.
До настоящего момента электро так и не получило статус стиля, являясь
"всего лишь" образом музыкального мышления. Во всех сегодняшних
музыкальных изданиях электро-работы можно встретить в совершенно разных
разделах: и в техно, и в трансе, и в брейкбите, и в downtempo, и в хип-хопе.
Новый подъем этой музыки связан с новыми технологиями, "с тем, что,
видимо, современная электроника пошла не туда, значит надо вернуться к корням и
пойти по другому пути" (DJ Максим Зорькин, большой специалист по части
электро).
Что касается
примеров, то в разных концах света электро очень разное. В Америке электро
связано с техно-музыкантами первой волны и делится на детройтский электро-соул
и минималистическое электро, лэйблы - Undergraund Resistance (UR), Direct Beat,
Serotonin, проекты - UR, Drexciya, Aux 88, Synapse. В Европе разнообразия
больше. Немецкое электро сосредоточено на кельнском лэйбле Klang Electronic и
часто появляется на берлинском Studio K7! Не забывайте "венскую
школу", в которой заправляет всем компания: Пульсингер, Тунакан и
все-все-все. Это и ряд пластинок на Cheap Records, это проект Герхорда
Потузника Mause. И, конечно, лэйбл Sabotage, одна из компиляций которого
называется .M. .O. RS E. - это явный намек на связь электро с тире-точечной
азбукой.
На британских
островах собрался весь цвет современного электро. Много внимания этой музыке
уделяет лэйбл Warp (Rac, Electroids, киты экспериментального электро Autechre и
даже Richard D.James в обличии Polygon Window). А чего стоит издающийся в
Англии (ранее на Warp, а ныне на Nova Mute) голландец Speedy J. Существуют
музыканты, которые остаются верны только электро - таков проект Octagon Man и
его лэйбл Electron, чья музыка по сути является классическим электро, но
использует многое из достижений последних лет. И не стоит забывать тяготеющий к
фанку лэйбл Universal Language со всеми подразделениями (как вам название
"Язык Вселенной)". Словом, этот универсальный язык возвращается, и
как возвращается! Очевидно, что электро отнюдь не калиф на час. Оно вернулось
не просто так, в виде ностальгии.