|
Общие понятия о хип-хоп ди-джеинге и его
истории
|
Хип-хоп (англ.
«hip-hop») - культура, активное молодёжное движение, созданное приезжей
молодежью, в основном афро- и латиноамериканцами, в Нью-Йорке в начале 70-х.
Включает в себя четыре основных элемента (столпа): ди-джеинг (миксинг и
скретчинг), рэппинг (МС-инг), хип-хоп-дэнс (брейк-дэнс) и граффити (искусство
уличного рисунка)
Ди-джеинг (термин происходит от англ. «disk jockey») -
вид творческой деятельности, главные компоненты которой:
- Миксинг (Mixing). Так называется процесс плавного микширования, совмещения,
сведения, соединения, смешивания или перехода одной музыкальной композиции в
другую с помощью ди-джейского пульта (микшера) и музыкальных проигрывателей.
Этим, собственно, и занимается ди-джей, пытаясь обеспечить максимальное
качество работы, чтобы как можно дольше удержать публику на танцполе.
- Скретчинг (Scratching, от англ. слова „scratch" - царапина; связано
с царапанием грампластинки иглой проигрывателя). Так называется процесс
создания индивидуальных ритмических звуковых схем с помощью специальной
техники исполнения с использованием музыкальных проигрывателей (англ.
"turntables" -вертушки) и микшера.
Проще говоря, это процесс, когда ди-джей «выбрасывает» или выводит на
общий слух нужные ему фрагменты записи (скретч-сэмплы, биты, эффекты и т.д.).
При этом одной рукой он применяет хитроумные схемы открытия и закрытия
кроссфейдера, фейдеров и всего, чем можно регулировать громкость на пульте, а
другой рукой, которая лежит на пластинке, делает не менее заковыристые
движения вперед-назад, назад-вперед... Обычно эти звуки (далее - скретчи)
пускают с одной пластинки во время того, как играет другая. Но учитывая
бесконечно разнообразную технику скретчинга, всегда можно увидеть что-то
новое, непонятное на первый взгляд.
Говоря еще проще, скретчингом называется ситуация, когда есть какой-то
стол, на нем лежит комплект вертушек, между которыми устроился пульт. Это
все, разумеется, подключено к электрической розетке, а на вертушках насажены
пластинки (на слипматах, конечно), и на тон-армы надеты иглы.
И вдруг... Кто-то быстро подбегает к этому столу, нажимает какие-то
кнопочки, ставит тон-армы на пластинки, одной рукой на пульте начинает
двигать, дергать, теребить что-то (что на самом деле называется кроссфейдер).
А другую руку кладет на пластинку и начинает ее двигать туда-сюда, и делает
это так быстро, что кажется - сейчас всё сломает!..
А ты стоишь, смотришь и хочешь подбежать к нему, остановить, потому что
тебе не очень нравится то, что ты видишь. Но не можешь сдвинуться с места,
потому что тебе нравится то, что ты слышишь...
В общем, скретчинг является неотъемлемой частью хип-хоп ди-джеинга, когда
ди-джей не просто миксует/меняет треки, а еще и успевает в определенные
моменты украшать музыку скретчами, внося свою уникальную лепту. Причем подход
к работе у ди-джеев может быть абсолютно разным: работать могут как на
вертушках, так и на CD-проигрывателях (только это, как правило,
профессиональные ди-джейские проигрыватели с функцией скретчинга). Иногда
используются различные бит-машины, сэмплеры и процессоры эффектов. Здесь,
конечно, можно совмещать аппаратуру как угодно и в любом количестве, это
зависит от уровня работы ди-джея и от его подхода к работе.
Вообще, если говорить о работе с хип-хоп-музыкой или R`n`B, уровень работы
ди-джея здесь вычисляется по несколько другим критериям, чем у ди-джеев,
работающих с другой музыкой. Это напрямую связано с многогранным подходом к
работе, что также говорит об уровне ди-джея. Если он просто миксует музыку с
CD-проигрывателя и делает это не особо ровно, сразу становится понятно: это
CD-ченджер. То есть он просто меняет треки, что может делать и обычный плеер
WinAmp на компьютере, тем более если поставить функцию плавного перехода
треков... Тогда и вовсе нет необходимости в ди-джее.
Но когда ди-джей продумывает свой сет (подборку музыки, ход выступления),
четко и правильно миксует треки, которые идут в хитром, заранее
подготовленном порядке, в определенных моментах украшая это все хорошим
скретчем, или, более того, использует бит-джаглинг (что относится больше к
turntablism`у), да к тому же добавляет различные эффекты и делает все
спокойно и красиво - это говорит о совсем другом уровне.
Причем совершенно необязательно заранее расписывать сет по секундам,
моментам миксовок и т.д. (хотя когда речь идёт о студийной записи микса, так
все и готовится). Профессионалы досконально знают всю свою музыку, и у них в
памяти отложены все миксовки, то есть, когда диджей ставит трек, в голове
сразу выскакивает следующий, который будет лучше всего миксоваться с
предыдущим. Кроме того, в этом творческом процессе часто бывают импровизации,
которые в будущем могут использоваться как наработанные схемы. Ещё
немаловажен артистический подход - как внешний вид, так и поведение ди-джея
на сцене, работа с публикой, чувство публики, отдача энергии, харизма и
другие факторы, успешное и своевременное проявление которых и определяет
уровень ди-джея.
Если мы углубимся в хип-хоп ди-джеинг, перед нами возникает turntablism.
Turntable дословно - вертящийся стол, т.е. вертушка.
Turntablism (англ.) - это
искусство манипуляции звуками и создания музыки c использованием вертушки
(turntable) и микшера.
Существует целый ряд определений термина turntablism и turntablist, среди
которых можно выделить несколько наиболее подходящих:
- turntablist - «тот, кто умеет импровизировать с помощью вертушек,
используя их наподобие музыкального инструмента»;
- это музыкант, хип-хоп ди-джей, который свободно может, манипулируя
записями на пластинках (в комбинации с микшерским пультом), менять их
структуру, получая в итоге новую композицию, которая заметно отличается от
оригинальной.
Выражаясь более понятно, turntablist - ди-джей, который, используя
определённые навыки, технику, такую как «скретчинг» и «бит-джагглинг»
(beat-juggling - жонглирование битами), меняет структуру записей и делает из
них свои композиции.
Turntablism - разновидность ди-джеинга, которая родилась в хип-хоп-музыке.
Здесь основной технический упор идёт скорее на «скретчинг» и «бит-джагглинг»,
чем на «миксинг», основную схему ди-джеинга.
В наше время turntablism, который развивался на протяжении
многих лет, заслужил почётное место в искусстве и поэтому по праву называется
"the art of turntablism" - «искусство тернтейблизма». Здесь есть
своя история, свои герои, свои стили и течения, свои правила и каноны. Об
истории возникновения turntablism`а как части хип-хоп ди-джеинга читайте
дальше...
|