|
DJ Shadow известен как музыкант, выпустивший
первый полностью сэмплированный альбом («Endtroducing.....», 1996), в связи
с чем попал в книгу рекордов Гиннеса. Также один из родоначальников (и
главный на тот момент участник) проекта UNKLE.
|
Менее известный как Джош
Дэвис, уроженец калифорнийского города Сакраменто появился на свет в
первый день января 1973 года. Вскоре его семья переехала в Хэйфорд, где
мальчик проходит свой отроческий путь, на котором проникается горячим
интересом к хип-хопу, а именно к ди-джеингу, а позже вносит в мир музыки свою
оригинальную лепту как музыкант, продюсер, композитор, тёрнтэйблист, да и
просто воспитатель вкуса...
В 1989 году Джошуа Дэвис начинает свой путь под именем Shadow, что
означает «тень», и это в то время, когда вся идея хип-хоп-музыки сводилась к
танцам в "прямых" телеэфирах, а лицом хип-хопа были MC Hammer и
Vanilla Ice. Свой выбор Shadow смог обосновать тем, что "искал такое
сценическое имя, которое бы ничего не говорило о том, кто за ним стоит.
Больше всего я любил продюсеров, которые всегда оставались за сценой. Никто
никогда их не видел. Это как в кино: на экране ты видишь артистов, а смотришь
на них глазами режиссера, поэтому я всегда хотел быть режиссером, а не
актером. Режиссер зарабатывает в два раза больше, его карьера длится дольше,
его никто не знает в лицо, но все знают его фильмы!".
Вдохновителями Дэвиса были пионеры-экспериментаторы Ultramagnetic MC's,
Grandmaster Flash, Eric B&Rakim, а также некий андеграунд того времени -
Public Enemy и Run DMC. Это как раз тот полёт мысли, который выбрал DJ
Shadow, ловко и с радостью сопрягая его в своих "мыслях" с тысячами
сэмплов, стянутых с винила и получая уже свою звуковую палитру.
Новаторский подход и тяга к нестандартным решениям делают его музыкальные
аппликации непредсказуемыми, с перерождённым оригиналом психоделической
гитары, каких-то инопланетных, неземных музыкальных инструментов (есть даже
немного старого доброго блюза), звучащих в абсолютно новых тонах.
Безошибочное продюсерское чутье и страсть ко всему необычному позволили ему
виртуозно манипулировать сэмплами с любой родословной, будь то меланхоличная
поп-музыка 60-х, диско, электробиты, пианино, струнный оркестр или шум улицы.
И всё это накладывается на насыщенный атмосферой, качающий «фирменный» бит от
Джоша Дэвиса, и плюс ко всему - жирный бескомпромиссный бас!
Человек принципов, Дэвис буквально живет почти патологическим вниманием к
мелочам и деталям, особенно в музыке. Это можно услышать в каждой из его
композиций, это можно понять, когда он говорит, что никогда не возьмет сэмпл
с компакт-диска или копии, только с оригинального винила. Величайший
„Виниловый Скрудж МакДак" хранит у себя в доме, даже больше в подвале,
более 50000 пластинок, о которые избиты руки маэстро и которые в большинстве
своём перемастерены в новое, интересное...
"Слушая музыку, я просто знаю, что надо делать. В основном я учился
сам. И вы знаете, вполне успешно. Хотя, конечно, были ошибки... Мне просто
хочется, чтобы у меня и дальше была эта возможность выразить себя... И я
чувствую, что мне еще очень многое нужно сделать".
Ещё в школьном возрасте он начал записывать свои «первые мысли» на
домашнем магнитофоне и даже "везде носил с собой диктофон, записывал
разные передачи с телевизора, а потом делал из них смешные монтажи...".
Позже, поступив в университет, профессионально занялся музыкой, и работа на
общественном радио KDVS стала его первой музыкально-мониторинговой работой.
Дэвис открывает собственный лейбл
«Solesides Record Label» для полноправного участия в мировой ди-джейской
схеме в компании троих единомышленников, любителей авангардного хип-хопа,
би-боев, с которыми он познакомился ещё в школе. После выхода их первого
трека «Legitimate Mix» владелец лейбла «Mo'Wax» James Lavelle предложил
сотрудничество. Таким образом, Shadow оказался в деле сразу на двух лейблах,
при этом подтягивая «Solesides Record» на более высокий уровень.
В 1999 году "подтянутый" до отличного уровня лейбл, который
артист все это время продолжал опекать и развивать, переименовался в «Quannum
Projects». Первым релизом обновленной компании стал отличный сборник, включавший
записи многих андеграундных талантов: Jurassic 5, Divine Styler, Souls of
Mischief, Poets of Rhythm и других.
В 1991 году 18-летний Дэвис начинает издавать на кассетах серию
музыкальных сборников "Reconstructed From the Ground Up" со своими
миксами. В 1991-92 годах он сотрудничает с компанией Hollywood Records как
продюсер и композитор. В 1993 году публикует первое серьезное произведение -
17-минутную "симфонию" в стиле хип-хоп "Entropy", а в
1995 году в дискографии DJ Shadow появилась масштабная 40-минутная EP-шка в
четырех частях "What Does Your Soul Look Like". Этот релиз открыл
зеленую улицу для грядущих великих свершений DJ Shadow.
По мнению музыкальных критиков, после выхода его сингла
"In/Flux" (1993) DJ Shadow заметили и "обвинили" в
зарождении нового стиля под названием «трип-хоп».
«Я думаю, он гений, - говорит Джеймс Лавелл, босс Mo'Wax. - Он очень
сконцентрирован и точно знает, что хочет делать... Мне кажется, что он просто
проходит через некий промежуток времени, когда живет этой музыкой, поэтому
его композиции настолько эмоциональны. По-настоящему великую музыку писали
люди, растворившиеся в ней».
"In/Flux" и "Lost and Found (S.F.L.)" действительно
выделили как «мини-шедевры, сочетающие элементы фанка, рока, хип-хопа,
эмбиента, джаза, соула и самых неожиданных ингредиентов». Американец с
большой буквы доказал всем, что обладает определённым даром и силой, чтобы
дать хип-хопу новую форму, как это сделали Massive Attack или Dub Pistols, A
Tribe Called Quest или Roots Manuva...
Shadow сэмплирует всем известные (и не очень) песни и
выпускает дебютный альбом «Endtroducing» (1996). Релиз, будучи сильным в
своих хип-хоп тенденциях, приводит автора к тому, что в 2001 году его заносят
в книгу рекордов Гиннеса как "First Completely Sampled Album". Этот
лонг-плэй считается классикой олд-скул-хип-хопа, множество треков из него
были порезаны на цитаты в виде сэмплов самыми различными хип-хоп группами,
которые считают, что их мрачной, изощренной красоте не хватает правильного
речитатива. Европейские и американские критики были довольно единодушны в
оценке альбома, "гибрида красоты и паранойи", который "звучал
как ни одна другая запись на тот момент". Кстати, многие треки были
прописаны с помощью 12-битного драм-сэмплера AKAI MPC60 12.
Альбом "The Private Press", а также совместный проект с J.
Lavelle "UNKLE" только подчеркивают высокий статус штатовского
электронщика и служат пропуском в круг продюсеров экстра-класса. На своем
творческом пути Джош Дэвис сотрудничает со многими известными людьми, включая
Blackalicious, Dan the Automator, Zack de la Rocha, Keak Da Sneak, David
Banner и Dr. Octagon (Kool Keith), DJ Q-bert, Cut Chemist, Ian Brown, Thom
Yorke (из Radiohead), Richard Ashcroft, Mike D (из Beastie Boys), DJ Krush и
другими. Столкнувшись с абсолютно разными деятелями искусства, Шэдоу
"подпитывается" кучей идей и некоторые из них воплощает в
реальность, при этом выступая в абсолютно разных амплуа...
Режиссер Дог Прей проливает свет на творчество ди-джея в своём
документальном фильме «Scratch» (2001). Дэвис в свою очередь тоже постарался
для кинематографа - сделал римейк на саундтрек к фильму "Six Days"
(2002), который снимал Wong Kar-Wai и который позже задействуют в фильмах
"Телефонная Будка" ("Phone Booth") и "The Fast and
the Furious: Tokyo Drift".
Shadow дает живой концерт в Лондоне в поддержку своего видеоряда «In Tune
and On Time», который вышел на DVD. А через год, в 2005-м, Brian Udelhofen начинает
совместную работу над живыми римейками дэвисовских тем и коллажей из альбома
«Endtroducing». Симфонический подход дал неплохие результаты, по словам обоих
авторов, даже лучшие, чем ожидались.
В общем, у успешного музыковеда DJ Shadow дела были налажены отлично, в
2006 году Universal Records предлагает ему совместную работу, и недолго думая
артист соглашается... В том же году он выдаёт свой третий альбом "The
Outsiders" - новый поток мыслей, претендующий на визуальную поддержку.
DJ Shadow, по изречению одного из музыкальных
экспертов, музыкальное пространство, где, может, сначала слегка
неуютно, непривычно, но строгая, правильная красота его будет осознана чуть
позже. Впрочем, это удел продукции всех музыкантов-новаторов нового века.
Плод их гениальных, как окажется впоследствии, усилий должен, подобно
благородному коньяку, быть выдержан какое-то время и прослушан позже. И вот
уже тогда, по прошествии некоторого времени, тебя будет постоянно тянуть
обратно, в это странноватое смешение диких звуков и ритмов, в это неземное
звуковое поле, заставляющее поверить, что Музыка (да, именно так, с большой
буквы) - одно из величайших изобретений человечества.
|