|
С момента изобретения ди-джеем Grandwizard
Theodore приема под названием "скрэтч" (англ. царапать), то есть
с середины 70-х годов и вплоть до начала 90-х, ди-джеинг постоянно
развивался во всех своих проявлениях. В 90-х годах начала формироваться
новая школа современного ди-джеинга, появляется определение для нового
воплощения ди-джеинга как искусства - turntablism (см. Хип-Хоп DJing -
Turntablism).
|
The Invisible Scratch Piklz
(ISP) - команда филиппино-американских диск-жокеев, в которой каждый
проявил себя еще в середине 80-х, представляя различные группы,
базировавшиеся у берегов Сан-Франциско. Изначально существовавшее трио - Mix
Master Mike (MMM), DJ Q-Bert и DJ Apollo - делало свои
первые шаги в рамках проекта "FM20". После того как ребята
продемонстрировали свои навыки в Нью-Йорке и были приглашены мистером Crazy
Legs принять участие в Rock Steady Crew, они представили на мировое обозрение
первый ди-джейский оркестр, назвав себя Rocksteady Dj`s.
Также к ним присоединился старый друг Q-Berta - DJ Disk. В 1993 году Apollo
покидает проект, решив продвигаться по сольной линии...
Спустя три года известные на мировом уровне ди-джеи собирают динамичную
команду из пяти участников - уже как основной состав ISP. В неё входят:
инновационный D-Styles, влиятельный DJ Disk, уникальный Yogafrog, легендарный
MixMaster Mike, взрывоопасный Shortkut и, конечно же, могущественный Q-Bert.
Mix Master Mike (настоящее имя Michael Schwartz, 1970
г.р., Калифорния), которому принадлежит изобретение Tweak Scratch, и Q-Bert
(Richard Quitevis, 1969 г.р., Калифорния) - участники "Невидимых
Скрэтчеров", привлекающие наибольшее внимание. К 1994 году они были
чемпионами по трём номинациям в World DMC Championship, после чего их
отстранили от участия в индивидуальных баттлах, так как ребята занимали
доминирующее положение среди других участников. Отстранение привело лишь к
повышению в должности - ребята были удостоены чести стать почетными членами
жюри мирового чемпионата DMC.
Сделав выводы о том, какими же феноменальными скилзами владеют эти два
тёрнтэйблиста, в 1998 году организаторы Disco Mixing Club (DMC) выделяют их в
DJ Hall Of Fame. Продолжая свою деятельность, Q-Bert и MMM вплотную примыкают
к остальным участникам ISP и прогрессируют в командных соревнованиях.
Также происходит реализация их личных, всегда разных тёрнтэйблистских
фантазий и задумок в рамках сольных проектов и фичерингов: MMM становится
штатным ди-джеем Beastie Boys, и первым отчётом об их совместной работе
является альбом «Hallo Nasty». Практически в тот же период в свет выходит
"работа одного мастера" - «Anti-Theft Device» (Asphodel Records,
1998). Q-Bert в свою очередь "поддерживает разговор" соло-дебютом
"Wave twisters" (Galactic Butt Hair Records), который впоследствии,
в 2000 году, подкрепляется видеоматериалом.
Начиная с 1999 года,
мастера скрэтч-индустрии полностью отдаются командному делу в ISP. Здесь роль
ди-джея и тёрнтэйбла уже расценивается как деятельность (отношения) музыканта
с музыкальным инструментом. Этот образ деятели скрэтч-искусства выносят на
всеобщее обозрение, проводя различные семинары и лекции в городах и странах,
где наука turntable нашла свою аудиторию.
14-дневный семинар в Red Bull Akademy (Берлин) - один из наиболее ранних и
крупных просветительских трудов. Можно рассмотреть этот труд и как
экзаменационную работу для самих учителей, в которой проверялась способность
передачи опыта с демонстрацией не только мультимедийного материала, но и
устного. И опять же MixMaster Mike, Q-Bert, а также D-Styles и Shortkut
проявляют себя как блистательные лекторы и инструкторы, которые мастерски
проводят погружения на все уровни и глубины ди-джейской культуры, эдакие
Менделеевы со своей таблицей тёрнтэйбл-элементов. Впоследствии обучение
проводилось также с помощью радио и телевидения.
Незаменимую роль в образовательных моментах, впрочем, как и в остальной
схеме развития тёрнтэйбл-искусства, сыграли и другие участники Scratch Piklz:
- DJ Shortkut (настоящее имя Jon Cruz, родился в 1975 г.
в Сан-Франциско) -виртуозный скретчер и "толкатель"
хип-хопа, славящийся ловкостью рук и использованием ударных установок
совместно с "вертушкой". Начал заниматься ди-джеингом в возрасте 12
лет и к своему 18-летию, уже как состоявшийся и наиболее уважаемый
тёрнтэйблист из West Coast, помогал в создании ISP. Завоевал множество
наград, включая звание чемпиона DMC (West Coast Disco Mixing Club) в 1994 и
1998 годах - тем самым поддерживает репутацию всей команды на достойном
уровне. В 2003-м обращает на себя отдельное внимание, впервые выпустив
сольный альбом «Many Styles».
- DJ D-Styles (родился 6 июля 1972 г. в Филиппинах) -
авангард скрэтчинга, считается одним из самых квалифицированных
"царапальщиков винила". В своё время представляя хип-хоп-группу
«Third Sight» с MC Roughneck Jihad и продюсером DJ Dufunk, полностью
погружается в скрэтч-науку и позже, уже в зените славы, вступает в ISP.
Много свежих и креативных идей ISP за все эти годы рождались именно
в его голове. Свой инновационный характер музыкант подчёркивает выпуском
альбома "Phantazmagorea" (2002), все элементы которого были сделаны
с помощью скрэтча.
- DJ Disk (настоящее имя Luis Quintanilla, родился в
Никарагуа в 1970 г.). Как один из основателей ISP, чрезвычайно влиятелен в
ди-джейском мире. Ему принадлежит изобретение 2_Click Orbit и 2_Click Flare
Lazer Orbit. Вдобавок к огромной работе, проделанной для хип-хоп-сцены,
сотрудничал с Herbie Hancock, Bill Laswell, Zakir Hussein, Mike Patton и Jack
DeJohnette, а также многими другими, путешествуя по всему миру. Время отдыха
он с удовольствием коротает в Сан-Франциско, посвящая своё время записи и
обучению и продвижению тёрнтэйблизма.
- YogaFrog (Ritche Desuasido, родился в 1974г.).
Ди-джейскую деятельность начинает в г. Дели в составе DJ-crew "Second to
None", где полностью разбирает и оттачивает ди-джейское искусство,
связывая его, как никто другой, с другими аспектами развития человечества:
рекламой, маркетингом, журналистикой и так далее. Будучи в составе ISP, редко
принимает участие в живых выступлениях и рекординговой деятельности, а в
основном занимается бизнес-стороной проекта: менеджментом, продюсированием и
дистрибуцией. Отлично справляется с этим родом деятельности на образцовом
уровне.
Основной, самый продуктивный и результативный период в творческой
биографии The Piklz - с 1995 по 2000 год. За это время было
проведено достаточно мероприятий, которые всевозможными способами показывали,
что же такое тёрнтэйблизм и почему же его непременно нужно поставить в разряд
науки и искусства. Различные перфомансы, семинары, сотрудничество с
дизайнерами при создании ди-джейской амуниции и аппаратуры (Vestax и
Ortofon), звукозаписывающая деятельность и... всё, что помогло в развитии
хип-хопа, ди-джеинга, да и ломаной (breakbeat) музыки в целом, во многом дело
рук музыкантов корпорации ISP.
Практически все члены команды разбрелись, дабы развиваться самостоятельно,
остались лишь самые упорные и небезразличные: Q-Bert и Mix Master Mike.
Они-то и поддерживают неугасаемое дело (и проделки) „невидимых
скрэтчеров"...
Дискография:
MongooseShuttle(1997)(self-released)
ThePiklzVs.DaKlamsUvDeth(1997)(Asphodel)
The Shiggar Fraggar Show, Volume 5 (1998) (Hip Hop Slam)
The Shiggar Fraggar Show, Volume 4 (1999) (Hip Hop Slam)
The Shiggar Fraggar Show, Volume 3 (1999) (Hip Hop Slam)
The Shiggar Fraggar Show, Volume 2 (1999) (Hip Hop Slam)
The Shiggar Fraggar Show, Volume 1 (2000) (Hip Hop Slam)
|