В какой-то мере Onyx – группа-загадка. В середине 90-х они совершенно
непостижимым образом обрели в России культовый статус, став чуть ли не
синонимом слова рэп. Да, на тот момент уже все знали, что есть 2pac, Snoop,
Dr. Dre, Ice Cube, но рэп Onyx-ов не затерялся на их фоне. И ведь не было
никакого промоушна, не было сегодняшнего количества информации, не было
интернета и канала MTV. А были: пиратские кассеты (передававшиеся из рук в
руки), непонятного качества видео (вообще раритеты) и злая эмблема Onyx –
топорная, но эффектная, украсившая горы черных маек и балахонов, заполонивших
страну и ставших на какой-то период времени, чуть ли не униформой хип-хопа.
Была концентрированная агрессия, сгусток злобы в каждом слове и взгляде. Это
впечатляло и подкупало. Фантазия тут же рисовала их в студии, у микрофона,
яростно плюющих словами (а могли бы и пулями). А надпись "Onyx"
украсила подъезды и заборы мегаполисов на равных правах с культовыми брендами
Prodigy, Nirvana и Depeche Mode.
Квартет обитателей Квинса сформировался в 1990 году. Fredro Starr, Sticky
Fingaz, Big DS, и DJ Suave Sonny Caesar объединились, чтобы убийственными
рифмами нокаутировать слушателей. Они начали с улиц и маленьких клубов и,
благодаря взрывному стилю и сверхтемпераментной подаче, получили известность
в своем районе. Пропаганда насилия? Ну уж нет, скорее чересчур
натуралистичное изложение пережитого на улицах Квинса.
О четверке из South Suicide (таким милым названием окрестили их район)
узнал Jam Master Jay из Run DMC, уже в те времена считавшийся одной из легенд
хип-хопа. Ему в руки попал сингл Onyx. Это была одна из первых студийных
записей, но она давала представление о богатом потенциале этих парней.
Впечатленный Jam Master Jay стал настоящим крестным отцом команды, выбив для
Onyx контракт с влиятельным лейблом Def Jam. В 1993 году был издан дебютный
альбом Onyx "Bacdafucup" и белая Америка схватилась за головы. Над
страной прозвучало угрожающее предупреждение: "Move back mothafucuz,
Onyx iz here". Такого она еще не слышала.
Просто, безыскусно, но очень достоверно Onyx рассказывали, что плевать они
хотели на все законы и порядки, пока в мире есть столько богатых белых
расистов, а черное население живет в гетто, где грязь, нищета, преступность и
наркомания. А законы для себя они установят сами. Надо заметить, что слова у
этих парней не расходились с делом: что такое криминал, закон и тюрьма они
знали на своей шкуре.
Успех был массовый. Песни Onyx запретили транслировать по радио, но в
магазинах их диски уходили коробками. На концерте Onyx погиб зритель, и об
этом все трубили газеты. Боссы Def Jam потирали руки. Миллионную планку
продажи преодолели за месяц – просто фантастика. Лучшим номером на пластинке
был угарный хит "Slam" – такие пишут раз в жизни. Эта песня
получила и еще одну версию, более тяжелую. Для этого Onyx сконнектились с
уважаемыми нью-йоркскими хардкорщиками "Biohazard", и этот дуэт
также имел большой успех. Парни вряд ли ожидали такого груза славы, что
свалился на них в один миг. Концерты, гастрольные туры по Америке, первые
выступления в Европе, где сами Onyx были шокированы размерами беснующейся
толпы перед сценой.
В 1995 году выходит второй альбом Onyx "All We Got Iz Us"
выдержанный абсолютно в том же ключе. Злобные тексты и истеричный вокал
по-прежнему остаются визитной карточкой группы. В последующем эту фишку
освоят многие – да тот же DMX. Но тогда, в 95-ом, где был DMX, и где были
Onyx? "All We Got Iz Us" не повторил успеха своего предшественника,
став "всего лишь" золотым. Это заставило озаботиться менеджмент
группы. Причиной слабых продаж они посчитали отсутствие клипов Onyx в ротации
музыкальных каналов. И постарались примирить бескомпромиссное трио (к тому
времени Big DS уже покинул команду, сейчас его нет в живых – он скончался от
рака) с телевизионным форматом.
Случилось это на третьем альбоме "Shut 'Em Down". К этому
моменту былая слава Onyx изрядно потускнела. Освежить ее решили парой клипов.
В "Shut 'Em Down" засветился молодой талант DMX (он только что
выпустил свой дебютный диск), органично вписавшийся в стилистику группы.
Второй клип "React" оказался суперпровокационным. В течение четырех
минут черные хоккеисты Onyx предельно жестко обходятся со своими бледнолицыми
соперниками. Это было наглое вторжение на исконную территорию белой расы,
ведь в США хоккей был только их любимой игрушкой. И все же это не помогло
Onyx вернуться на вершину. Руководство лейбла посчитало дальнейшее
сотрудничество с группой невыгодным. И контракт продлевать не стало. Тем
самым, переведя Onyx из разряда активно функционирующих групп в число живых
легенд.
В дальнейшем карьера участников Onyx была укрыта от пристального взора
прессы. Верные поклонники покупали их новые релизы, равно как и сольные
работы Fredro Starr и Stiсky Fingaz. Оба они начали кинокарьеру – достойны
упоминания фильм Спайка Ли "Clockers" и знакомый поклонникам
баскетбола и хип-хопа "Sunset Park". Для поклонников Onyx в нашей
стране их история будет неполной без еще одного события. В декабре 2003 Onyx
совершили визит в Москву на фестиваль "Наши Люди". Живые легенды
делали то, чего от них ждали: словно сбросив десять лет, они с неподражаемой
энергией и все тем же молодым задором исполняли старые проверенные хиты.
Собравшейся толпе этого было более чем достаточно, чтобы на время их
выступления сойти с ума.
|