RZA (в русской транскрипции Риза) - искусный создатель магически простых и
завораживающих ритмов, абсурдных сэмплерных коллажей, оставляющих слушателя в
недоумении, что это - эксперименты новичка или насмешка гения, лет десять
считается одним из самых оригинальных хип-хоп продюсеров.
Музыкант и бизнесмен, стоявший у истоков двух великих рэп-команд, давший
толчок десятку успешных сольных карьер, он на короткой ноге с киногениями
Джимом Джармушем и Квентином Тарантино. Новатор и первооткрыватель,
харизматический лидер нью-йоркского хардкора, в чьем полуприкрытом от
рождения правом глазе видится мудрый прищур восточного философа.
До того как прославиться с Wu-Tang, RZA входил в состав группы All In
Together Now, а также творил сольно под именем Prince Rakeem. Если о плодах
работы с группой нам мало что известно, то персонально для себя он сумел
пробить контракт на культовом лейбле Tommy Boy и даже выпустить EP-шку под
названием "Ooh, We Love You Rakeem" (к сожалению, держать в руках этот
раритетный релиз доводилось немногим, поэтому трудно объяснить тот факт, что
порой эту пластиночку называют "Ooh, I Love You Rakeem"). Больших
дивидендов выход этого диска не принес, музыкальная политика лейбла Ризу не
устраивала. Попса махровая, маз никакихю Такая нескладуха по всем фронтам
привела к тому, что сольное творчество на время было законсервировано, и
Бобби сосредоточился на другом проекте, собственно и принесшем ему мировую
известность - Wu-Tang Clan.
Clan, коалиция MC со Стэйтен-Айленда, кардинально измененил звучание
хип-хопа. Риза возглавил этот отряд, состоящий из его друзей и родственников.
Ухватившись за эстетику Древнего Востока, наполнив ее мистическими мотивами
учений нумерологии, "Нации ислама" и "5% Nation",
подтверждая философские теории уличной практикой, "ву-тэнгеры"
создали своё, уникальное ответвление в рэпе, несущее в себе столько скрытых
смыслов и подтекстов, что Борис Гребенщиков может покурить в сторонке.
В 1993 году пробивной хит "Protect Ya Neck", изданный на
инди-лейбле, заинтересовал дельца Стива Рифкинда (ныне возглавляющего Street
Corp.). Почувствовав золотую жилу, Рифкинд предложил группе контракт,
оставлявший им полную свободу в плане сольной деятельности. Таким образом
лейбл Loud заполучил свою звезду.
Дебютный альбом "Enter the Wu-Tang (36 Chambers)" вписал имя
Wu-Tang в скрижали хип-хопа. Революция в хип-хопе? Пожалуй, это не будет
большим преувеличением. И её идеолога не устраивали полумеры - RZA занялся
продюсированием альбомов своих подопечных Method Man, Raekwon, ODB, Ghostface.
Их дебютные альбомы, записанные в промежутке с 94 по 96 год, относят к
золотому наследию Wu-Tang. Помимо работы с Wu, RZA может гордиться
причастностью к созданию треков для Cypress Hill, Notorious B.I.G. и Big Pun.
Еще один известный проект, к которому RZA непосредственно причастен, это
Gravediggaz. В состав группы вошли такие лица как Prince Paul,
продюсировавший De La Soul, а также Frukwan и Poetic. Основатель Wu-Tang
фигурировал в этой компании под именем Rzarector. Тяжелое звучание, тексты о насилии
и потусторонняя обреченность - вот из чего сформировался фирменный стиль
нью-йоркских "гробокопателей", получивший звучное определение
"horrorcore". Классический дебют "6 Feet Deep" взял в
1994 году золото и продемонстрировал еще одну грань музыкального и
поэтического дарования RZA.
В 1997 году RZA руководит записью двойного альбома Wu-Tang
"Forever", после чего продюсирует таких участников Wu-Fam как
Killarmy, Sunz Of Men, Shyheim. На подходе вторая серия сольников от
участников Wu-Tang. Первым на очереди оказался сам RZA.
Работая долгое время в качестве сапожника без сапог, занимаясь карьерами
других исполнителей, RZA достаточно долго откладывал свой дебют. Пока,
наконец, в 1998 году не состоялся релиз его альбома "RZA as Bobby
Digital in Stereo". И здесь Риза снова не подписывает альбом своим
именем, представая слушателям своё альтер-эго. Считается, что сольные работы
"ву-тангеров" - вещь, призванная обеспечить им материальное благополучие.
В то время как, собираясь для записи очередного альбома, они оборудуют
настоящий творческий полигон, обеспечивая себе душевный комфорт. Сольные
работы RZA резко контрастируют как с альбомами Wu, так и с другими
ву-сольниками. Неформатное звучание, неожиданные сбивки, нарочито неровные и
небрежные лупы, очень своеобразное, очень индивидуальное сведение. RZA снова
оказался первопроходцем и экспериментатором.
Ближе к 2000 году популярность Wu-Tang, пошла на убыль. Во-первых,
появилось немало продюсеров, копирующих стиль Ризы; во-вторых, возникали
новые звезды. Но RZA и на этот раз находит новое применение своим талантам:
кинематограф. Он всегда демонстрировал стойкий интерес к этому жанру,
предоставляя для звуковых дорожек различные треки собственного производства.
Его кинодебют состоялся в неполиткорректной комедии "Не грози Южному
Централу попивая сок у себя в квартале", в которой прозвучал трек
"Winter Warz". А в 2000 он целиком готовит саундтрек для фильма
"Пес-призрак: путь самурая" культового режиссера Джима Джармуша.
Плоды труда оформленные в виде пластинки были изданы лейблом Koch.
Финансовый крах, постигший лейбл Loud в 2002 году, поставил жирное
многоточие в финале карьеры Wu-Tang. Сам факт существования группы был
поставлен под вопрос, после альбома 2001 года "Iron Flag" началась
затяжная полоса молчания. RZA тем временем продолжал сольную деятельность: в
2001 вышел альбом "Digital Bullet", в 2003 - "Birth Of
Prince". Обе пластинки отличались подчеркнуто некоммерческим звучанием.
Возможно, этот факт и предопределил выбор Квентина Тарантино, подыскивавшего
композитора для своей пятой картины "Убить Билла". Интерес со
стороны одного из самых популярных режиссеров современности еще более упрочил
статус RZA, как культового музыканта и продюсера.
Еще один необычный релиз был выпущен под именем RZA в том же 2003 году.
Компиляция "The World According to RZA" содержала работы
европейских рэпперов, спродюсированных отцом Wu-Tang. Ее возникновение
продолжает "политику экспансии", проводимую Ризой в отношении
"стран третьего мира", каковыми для хип-хоп-Америки являются
абсолютно все страны. Эта политика выражается также в его активной
гастрольной деятельности по странам Европы и Азии. В 2003 году RZA подобрался
к границам России, выступив в Риге, а в следующем - пересек ее, что вызвало
настоящий восторг фанатов Wu и ценителей сольных работ Ризы. Выступления в
Москве и Петербурге стали одним из самых ярких событий в российской
хип-хоп-истории.
|