В интернете я прочитал много статей об Old School и New School; я выслушал
многих людей, использующих эти модные словечки. Начало их употреблению в
середине восьмидесятых положили своей рэп-полемикой об airwaves KOOL MOE DEE и
LL Cool J. KOOL MOE DEE – один из моих любимых рэпперов, но я не согласен ни с
ним, ни с современными тенденциями в танце. KRS ONE в одном из своих трэков
(«I'm still #1» из альбома 1988 года «By All Means Necessary») сказал: «Рэп –
все еще искусство, и в нем нет “старой школы”. «Рэп» до сих пор - модная
новинка. Я говорю «нет “старой школы”» потому что «Рэпу» еще не исполнилось
даже двадцати. Через полвека – ради бога, начинайте говорить «олдскул» - тогда
мы уже будем артистами старой закалки…» Этим танцам лишь немногим больше
двадцати. Но сейчас люди говорят: этот танец – олдскульный, тот – ньюскульный,
или этот танцор - old school popper, а вон тот - new school popper. Взгляните,
что люди называют old school: локинг, поппинг и брейкинг. А ведь все это до сих
пор находится на ранних стадиях развития, стадиях создания и распространения.
Обратите внимание на слово «Старый» (Old). Вот его значение из словаря American
Heritage: «Зрелый, живущий или существующий длительное время, сделанный давно,
не новый». Но эти танцы не достигли зрелости. Мы по-прежнему боремся за
существование, и сегодня, как и раньше, создаем из них приемлемые формы
искусства. Поппинг, брейкинг и локинг – это не клубные, а исполнительные, или
соревновательные танцы, так зачем смешивать их с хаусом или хип-хопом? Мы
использовали клубы только в конце семидесятых и восьмидесятых - потому что
считали их лучшим местом для демонстрации наших умений и для того, чтобы мы
могли прославиться в наших тусовках. Большинство из нас были юнцами; мы
полностью не понимали, где танцору лучше всего демонстрировать свое искусство.
Хаус и хип-хоп больше подходят для клубов. Да, несколько танцоров подняли их на
более высокий уровень, объединив с движениями из других стилей, но клубное
большинство танцует с противоположным полом. В локинге, поппинге или брейкинге
так не выйдет. Можете представить себе: парень гуляет с девушкой и говорит ей:
«давай потанцуем, ну, я имею в виду, давай потанцуем брейк!»? В восьмидесятых
это была одна из крупнейших проблем: мы отводили чрезвычайно много внимания
демонстрации наших навыков, и другим танцорам это не нравилось. Наши танцы
вписывались в исполнительную или соревновательную категорию. «Bboy summit»,
«Radiotron», «Battle of the Year», «Bboy master» и другие выступления на арене
– это что-то типа «Jam on The Groove»*. Можно время от времени ходить в клуб и
танцевать там поппинг, но это не лучшее место, чтобы показать себя. Мы должны
учиться на нашем прошлом: клубный дансинг – это сплошь одна мода, и, чтобы наш
танец выжил, нельзя полагаться только на клубы.
Чтобы довести до совершенства свои формы искусства, попперу, брейкеру или
локеру требуется много лет. Совсем как в джазе, балете или гимнастике. Так
почему мы должны завязывать с этим, если мы тренировались целые годы, чтобы
изучить наши танцы? Ни у кого язык не повернется заявить балетному или
джазовому танцору, что после трех или пяти лет тренировок его танец себя
исчерпал. Вы думаете, он прекратит танцевать? НЕТ! Он не прекратит, потому что
потратил на это кучу времени и сил. У нас такая же ситуация. Почему мы должны
перестать танцевать? Да, у меня множество так называемых «пройденных этапов»,
но я продолжаю делать то, что мне нравится, потому что мое сердце отдано
поппингу. Никто не сможет сделать windmills или glide после двух-трех дней
тренировок. Чтобы осилить Flash dance, нужно заниматься с профессионалом; а для
тренированного джазового или балетного танцора освоение backspin затянется ой
как надолго. Не говоря уже о windmills или продвинутом footwork.
Возьмите танец под названием «Балет». Разве балетные танцоры прекращают
танцевать, когда им исполняется двадцать один? НЕТ! Это только начало их
карьеры. Многие выступают на сцене, когда им за пятьдесят. Танцоры в возрасте
делают больше, чем просто танцуют. У них больший уровень зрелости. Они увлечены
постановками и обучением молодежи. Балет подходит под описание «old school»
больше, чем локинг, поппинг или брейкинг. Он на сцене уже долгое время, он
достиг зрелости. Сейчас в балете фокусируются на постановке и драматизации, но
в движениях новшеств не появляется.
Словечки «Old school» отыграли свое, они уже в прошлом. Мы можем заменить их
множеством других слов. Я предпочитаю термин Ken’а Swift’а (члена Rock Steady
Crew), использованный им в одной из статей. «Первое поколение», «второе
поколение» и так далее. Этот термин более наглядный и он дает людям понять, как
долго человек танцует. Я преисполнен уважения к другим видам танца. Мы все
должны объединиться и помогать друг другу. «Jam on the Groove» показал, на что
способны разные виды, если их соединить. Никто не должен сбивать нас с цели,
мешать тому, чтобы наши танцы стали законной формой искусства.
* Jam on The Groove – соревновательное шоу уличных танцоров, задумка Rock
Steady Crew, 1996 год