Шесть баскетбольных колец висят на стенах
большого здания с красным резиновым полом. Стекло на одном из щитов разбито, но
всем наплевать. Все глаза устремлены на паренька в центре живого
тридцатифутового круга, который сделала толпа. Уже около пяти минут он крутится
на голове и меняет позиции тела не менее грациозно, чем заправский
фигурист-конькобежец. Когда он прекращает крутиться, то без усилий
проскальзывает в windlmill (этот вид кручения тела исполняется на плечах, в то
время как ноги молотят воздух наподобие ветряной мельницы). Он вскакивает на
ноги в ритме фанк-музыки, которая разносится по залу всю ночь напролет, и
делает несколько танцевальных шагов обратно в толпу. Кто следующий? Можете
начинать.
Удивительные дела творились в остинском центре отдыха «Montopolis» (что в
Техасе) целую ночь напролет; яркие проявления искусства Силы, Быстроты, Баланса
и Выносливости, и все - в ритме музыки. У танца есть технический термин:
би-боинг, все его так обычно и называют: би-боинг, а танцоры зовутся би-боями и
би-гел. Би-боинг быстро превращается в конкурентоспособный спорт. Чтобы
оставаться в лучшей форме для исполнения своих акробатических трюков и
творческих движений, профессиональные би-бои тренируются по нескольку часов в
день.
Первые следы би-боинга можно найти в Бронксе семидесятых. Тогда афроамериканцы,
пуэрториканцы и испанцы, которые там жили, занимались поиском новых способов
самовыражения. Им это было необходимо – это и привело к рождению хип-хоп
культуры. В хип-хопе индивидуальность можно проявить в четырех областях:
диджеинг, эмсиинг, граффити и би-боинг. В последние годы мир наблюдает
определенный подъем в первых трех, но что творится с последней? Бибоинг пришел
к славе на рубеже семидесятых-восьмидесятых, когда средства массовой информации
сообразили, что зацепить аудиторию городского центра можно, освещая аспекты
хип-хопа, а именно би-боинг, в телевизионной, печатной рекламе, кино и т.д. Эта
эксплуатация к началу девяностых привела к падению популярности би-боинга, и,
хотя по всему миру сегодня организуется множество крупных соревнований,
освещения в массмедиа би-боинг практически не получает.
Однако нехватка информации не помешала многим великим би-боям заниматься своим
делом. “Crazy Legs”, один из пионеров би-боинга, некогда участник «Rock Steady
Crew» (эта команда снималась в фильмах «Flashdance» и «Style Wars»), как-то
сказал: «Би-боинг не умрет. Ведь он не гонится за популярностью и славой. Он
появился, когда бандам городского центра нужно было найти новый способ доказать
свое физическое мастерство и новый стиль, чтобы выразить свою оригинальность».
Би-боинг в Остине развивается так же успешно, как и би-боинг в других больших
городах Штатов. Би-бои и би-гел тренируются в остинском центре отдыха каждую
ночь среды. Тренировки длятся около двух часов, участников всегда навалом.
Beanies (небольшие круглые шапочки наподобие тюбетейки – пр.пер.), свободные
штаны и много пота – это обычная экипировка: ребята неслабо вертятся на полу.
Первые же движения бэттла легко узнаются: прыжки вверх тормашками, стойки на
руках и повороты напоминают гимнастику и капоэйру.
Капоэйра – это техника боя в ритме ударных инструментов. Она появилась в
Бразилии в семнадцатом веке. Из-за того, что ангольским рабам не разрешалось
обучаться боевым искусствам, капойэра превратилась в танец, элементами которого
стали прыжки на голове, быстрые движения ног, ходьба на руках и разнообразные
повороты тела. В гимнастике тоже есть нечто подобное: так, из движений, которые
делаются на гимнастическом коне, би-бои заимствовали «flare». (Вес тела
полностью перемещается с одной руки на другую, а ноги двигаются вокруг тела и
не соприкасаются с полом). Помимо капоэйры и гимнастики, би-боинг использует
техники бокса и уличного боя в части танца, которая называется «up-rock».
«Up-rock» рассказывает историю о танцоре и тех, кто его окружает. Тут принято
насмехаться над противниками. Сидишь на корточках, потом быстро поднимаешься и
дразнишься пинками и толчками, но никогда не касаешься тех, кто рядом. Во всем
этом проявляется хвастовство танцора; «up-rock» усиливает напряженность
соперничества. Такое часто можно увидеть в боксе, особенно в боксе Мухаммеда
Али.
Развитию би-боинга способствовали определенные виды танца, которые были
популярны в двадцатом веке. Некоторые основные движения би-боинг взял из линди,
чарльстона, хастла, танцев Карибских островов и Южной Америки. Благодаря
объединению элементов различных танцев в арсенале сегодняшних би-боев и би-гел
есть множество разнообразных движений. Би-бои чувствуют связь со старой школой
хип-хопа и даже с более глубокими корнями би-боинга. Восьмилетний сын Брукс
Фредерик учится на би-боя. Брукс хвалит Кэмерона, потому что хочет, чтобы он
стал частью этой культуры. Кэмерон латинец, и при этом приемный, а его родители
- кавказской национальности. «Мы следим за тем, как он тренируется дома, и
берем его с собой смотреть соревнования… би-боинг – это этническое занятие», -
говорит Брукс. В интервью «Торонто Сан» 20 мая 1994 года известный би-бой “Mr.
Wiggles” объяснил, что основной компонент их хип-хоп шоу «Concrete Jungle» -
«духовная связь с исконными, черными и испанскими корнями». Гэбриел Моралес,
участник «Masterz of Mayhem» техасского Эдинбурга, чувствует, что его crew не
что иное, как банда. «Это люди, с которыми ты проводишь все свое время, с
которыми постоянно тренируешься. Я чувствую себя так, словно у меня общие
обязательства со всеми другими би-боями и би-гел», - говорит Моралес. Благодаря
би-боингу он близко общается также и с семьей. Четыре года назад его брат
показал ему, как танцевать брейк, и теперь команда Моралеса расширяется главным
образом за счет членов семьи и близких друзей.
Культурное значение би-боинга для сегодняшней молодежи очень велико, даже если
она этого и не признает. Би-боинг - стиль жизни, а не просто спорт или танец, и
би-бои стараются донести это до новобранцев. “Mr. Wiggles” однажды заявил: «Для
меня культура - это не только музыка, танец и изобразительное искусство. Это
также и то, как ты одеваешься и говоришь, твоя еда и даже твоя походка».