Бибоинг в Москве. Конец восьмидесятых. Часть вторая.
Бибоинг в Москве. Конец восьмидесятых. Часть
вторая.
Арбат и кафе «У фонтана» 1987-88 годы.
Арбат в те
времена выглядел совсем иначе, нежели теперь. Что уж точно было по-другому, так
это открытые арбатские дворы. Гуляя вдоль улицы, можно было спокойно видеть,
что происходит там – за домами. Были такие маленькие пятачки-закоулки, которые
нынче застроены высотными зданиями типа «стекло-бетон».
В одном из
этих закоулков – где-то на одной трети пути между рестораном «Прага» и
Смоленской площадью – стояла в одном из дворов сколоченная из досок площадка
зелёного цвета. Вот там и собирались ребята с единственной целью – выложиться
до предела. Показать, чего стоит каждый из них. И – попутно – потешить публику.
Какая тогда –
в конце восьмидесятых – спрашивается, там могла быть техника? Какие мувы? Ну
да, не такие как сейчас. «Голова» (Headspin) и «геликоптер» (Windmill) – считались вершинами мастерства у
так называемых «низовиков». «Гелик» вообще был страшной экзотикой. Потому что
тот, кто уже научился его выполнять, с большой неохотой делился со своими
потенциальными конкурентами.
Был там один
пацанчик (роста примерно метр шестьдесят – не выше). Шея столбом как у
штангиста. За полчаса до его прихода публика начинала шушукаться – «щас – мол –
придёт ОН». Он приходил в сопровождении своей свиты, не спеша разминался, под
музыку выполнял какие-то простые движения – пока публика не начинала требовать
«гелика». Тогда он отворачивался и тихо, но вполне различимо произносил :
«Пусть деньги платят». Мальчик из свиты обходил публику, собирая рублики. И
когда шапка наполнялась, то этот крутой танцор выдавал-таки свои положенные N оборотов «гелика». Сейчас – конечно –
это покажется забавным (тем более, что ничего другого он почти и не умел), но в
те времена «мастер гелика» был в очень высокой цене. Ведь это была не просто
какая-нибудь там акробатика, это был СТИЛЬ. И хотя мы все научились делать и
сальто, и фляки – но вот гелик-то как раз нам запросто не давался. Ну а «круги
дэласала» (которые мы впервые увидели в фильме «Курьер») могли исполнять – так
мы думали – только боги на небесах. Ну, или группа «StreetSteps» (та, что в этом фильме – собственно
говоря – себя и проявила). И разве мог я тогда подумать, что вот уже в нынешнее
время, спустя… Хм, да! Спустя почти ДВАДЦАТЬ лет буду – вместе с пацанами
учиться делать этот простенький элемент (тот, который мы называем «флай» или
«флэарз»). Вот какие остроумные загогулины выписывает жизнь.
Ну так
– про Арбат. Те самые ребята из «StreetSteps» (а там участвовали и такие танцоры,
как Игорь Захаров из группы «Меркурий») и были – пожалуй – первой ласточкой
арбатского брейкинга. Здесь как-то так постепенно произошло негласное
разделение команд на «уличные» и «студийные». Студийные почти не показывались
на Арбате, они обслуживали разные мероприятия и концерты. Такими были и мы,
университетские: сопровождали дискотеку «Лёгкий бум», привлекались для разных
факультетских праздников. Уличные же ребята – наоборот – почти всё время
проводили на своих дворовых сейшенах и тусовках. Но самое интересное, что когда
эти две категории брейкеров встречались на фестивалях, когда сталкивались лицом
к лицу, то – по уровню мастерства – никто из них не уступал сопернику. Более
того, пусть даже одни и подначивали других, и смотрели иной раз на них свысока,
но по большому счёту, уважали и понимали друг друга. Потому что делали одно серьёзное
дело. Вместе пробивались на фесты, вместе держали оборону против «быкующих».
Так я и
понял, что имею дело не с одной из салонных эстрадных культур, а с чем-то
гораздо более глубоким. С какой-то объединяющей силой, которая не знает
различий между безбашенным уличным танцором и приличным мальчиком из ДК
«Каучук». Потому что когда приличный мальчик и дворовый хулиган стоят друг
против друга на танцполе, уже исчезает куда-то это – несущественное –
формальное, надуманное различие между ними. Брейку наплевать на твой социальный
статус. Эта система ждёт от тебя проявления твоих нутряных, подлинных качеств.
Откуда взялся этот человек с банданой на голове и с бэком за спиной? Из
ближайшей подворотни, или из элитного танцевального кружка? Вот это как раз не
интересовало никого.
Было в
Олимпийской деревне кафе. Называлось оно «У фонтана». Ещё его называли
«Молоко», потому что к этому кафе примыкал молочный магазин. Мы приходили туда
по пятницам – если была такая возможность – и стояли в толпе перед воротами.
Дни для брейкеров были ОСОБЫМИ, и в «Молоке» в эти дни был всегда аншлаг –
публика так и пёрла на подобные зрелища (к сожалению, в том числе и
«быкующая»). И вот охранник, окинув нас своим пристальным взглядом, каким-то
образом признавал в нас «нерядовых посетителей общепита», пропускал через
барьер, и даже не брал деньги за билет. А бывало, что кто-нибудь из своих,
штатных артистов – работающих в кафе на ставке – заметит, что мы там мнёмся, и
проведёт внутрь. Мы заходили в зал – туда, где гуляла праздная публика. Но мы
не смешивались с этой публикой, скромно стояли в стороне. Стояли у того самого
фонтана, непритязательной струйки – текущей из стеночки в маленький
каменно-ракушечный бассейн.
И вот
когда заканчивалось диско, и начиналась НАША музыка, когда толпа простых
граждан сходила с танцпола – по ребятам пробегал невидимый ток. Будто что-то
сваливалось на них с неба – наверное, так чувствуют себя самураи перед решающей
битвой.
И вот что я
скажу. Давно схлынула та волна конца восьмидесятых. Многие бывшие брейкеры
подались в рэпперы. Затем наступила волна середины девяностых. Брейкинг
возродился, окреп, превратился в знаковую культуру. Фестивали и конкурсы
перестали быть случайными событиями. Они приобрели статус и положение. Но –
если говорить о внутренних ощущениях человека, когда он выходит на танцпол, и
НИЧЕГО вокруг уже не имеет значения – то в этом видится мне прежняя магическая
сила. Её можно называть по-разному: «душевный подъём», «вдохновение»,
«расколбас». Но это как раз та самая сила, которая объединяет уже постаревших
брейкеров первой волны и тех мальчиков, которые именно сейчас начинают свои
первые шаги по этой дорожке.