Ну, разумеется, все это придумали американские негры. Или, как теперь принято говорить,
афроамериканцы. А как же иначе? С их-то прирожденным чувством ритма, гибкостью и
умением двигаться…. И, конечно, в Южном Бронксе - самом опасном и хулиганском районе
Нью-Йорка. И уж не когда-нибудь, а именно в конце 60-х годов, когда молодежь любых
цветов кожи всего западного мира бунтовала против…. Да против всего! Против рутины,
скуки, буржуазных ценностей, денег, собственности и классического искусства. И много
чего еще.
Кто помнит, тот знает. А кто не знает, пусть спросит у тех, кому в конце этих самых
шестидесятых было 18-20 лет. Или поищет информацию в Интернете и книгах. А та же
негритянская молодежь не просто бунтовала и, что называется, "бесилась с жиру",
как многие их белые ровесники, но и всерьез боролась за свои права (недаром знак
хиппи - выброшенные вверх указательный и средний палец в знаке "V" -
victory - победа так отличается от знака чернокожих борцов за свободу - кулак с
поднятым указательным пальцем и мизинцем - знак "U" - unity - единство).
Итак, время действия - конец 60-х годов. Место действия - негритянский район Южный
Бронкс, что в городе Нью-Йорке.
Кул Херк
Имя человека: Кул Херк. Род занятий: ди-джей. Он перебрался в Бронкс с Ямайки и
притащил с собой традицию уличных танцулек, на которых роль ди-джея - это роль Короля
и Бога. Появление Кула Херка как раз совпало с перерождением "черных радиостанций",
которые до этого были организующим началом в негритянских кварталах. Это были маленькие
станции, жившие одной жизнью с гетто, обсуждавшие всамделишние разборки, крутившие
любимую музыку и, главное, поддерживавшие некий местный климат, благодаря которому
люди чувствовали себя дома. По сути, они и делали гетто общиной.
"Griot" - "рассказчик", так назывался радио ди-джей на этих
маленьких радиостанциях. Он был кем-то вроде сказочника, имевшегося когда-то в каждой
африканской деревне. И не случайн негритянские вожди, включая Мартина Лютера Кинга,
когда хотели донести что-то до своего народа, обращались именно к ним, "гриетам",
радио ди-джеям. А фанк-звезды, начиная с Джорджа Клинтона, чтобы подчеркнуть общинность
своей музыки, стилизовали альбомы под радиопередачи. (Потом это стало общей модой
- даже наш Гребенщиков, не подозревая о первичном смысле приема, записывал между
песнями эффектные радиошумы...)
Однако в конце 60-х, начале 70-х "черные станции" добились признания среди
белых, начали хорошо зарабатывать на рекламе и стали ориентироваться на среднестатистического
слушателя. И зазвучало в "черном" эфире белое "диско". И, разумеется,
прежнее доверие было немедленно утрачено.
Вот тут-то и возник Кул Херк, который завел в гетто моду на дешевые подпольные вечеринки.
Впрочем, не только он. Заводилами нового движения были также Pete DJ Jones, DJ
Hollywood, Eddie Cheeba, "Love Bug" Starski и прочие местные братья. Но
Кул Херк был первым, который притащил на вечеринку две вертушки и начал пускать
музыку нонстопом. Для этого пластинки пришлось сводить - ди-джей стал творцом,
артистом, харизматическим лидером. Вскоре его стали величать MC ("master
of ceremonies" - "церемонимейстер"), тем самым, вернув названию древнюю,
первобытную, сакральную сущность.
Все это явилось для черной общины буквально культурной революцией. Кул Херк крутил
по подвалам родной черный фанк типа Джеймса Брауна или "Sly & Family
Stone", соул и ритм-н-блюз. А для удобства танцоров он начинает повторять инструментальные
перерывы (брейки) между куплетами и играть каждый брейк минут по десять. На это
время публика расступалась и самые лучшие показывали друг другу и публике как надо
по-настоящему танцевать.
Их-то, самых лучших и "куражистых" Кул Херк и прозвал би-боями (а подружкам
танцоров обыватели дали кличку "flygirls" - "мушки"). Сам же
танец, соответственно, получил имя "break-dance".
В конце 60-х брейк существовал также в виде двух самостоятельных танцев - нью-йоркского
акробатического стиля, который у нас называли и называют "нижним брейком",
и лос-анжелесской пантомимы ("верхний брейк").
Акробатический стиль уходит корнями в Латинскую Америку (вообще, хип-хоп и брейк
в том числе не стоит ассоциировать с одними черными), именно его первоначально крутили
би-бои в брейках.
Отсюда и его оригинальное название - "breaking". Популярен у черных он
стал после того, как в 1969 Джеймс Браун написал фанк-хит "The Good
Foot" и исполнил на сцене элементы этого танца.
Лос-анжелесская пантомима, называемая "boogie", шла от негритянской традиции.
Знаменитый "tiсking" - ломаная пляска, в которой танцора то и дело заклинивает
в разных положениях, - имеет явно африканское происхождение. "Вэйвинг",
при котором тело движется свободными волнами, очевидно, возник как ритмический
"припев" к тикингу. В том же 1969 году Дон Кэмпбел, собрав разные буги-фортели,
создал "кэмпбэллок" - попсовый вариант
народного танца. Вскоре его название трансформировалось в "locking", а
сам стиль стал сценическим стандартом для черных певцов (большинство звезд MTV типа
Джанет Джексон до сих пор так и движутся).
А в дискотечный брейк лос-анжелесский буги пришел в основном в виде стиля
"робот", в формирование которого свою немалую лепту внесла научно-фантастическая
литература, кинофантастика и научно-технический прогресс как таковой.
"Робот" был танцевальным воплощением мифологии фанка (музыка стиля
"fank" - это прямое продолжение стиля "soul", а
"soul", кстати, переводится с
английского как "душа". Интересно, правда? Вот вам и современный робот
"с душой" из последнего фильма Спилберга "Искусственный разум").
Придуманный Джорджем Клинтоном научно-фантастический миф гласил, что в Золотом Веке
Фанка на земле жили танцующие народы, которые не стыдились своих желаний и не пытались
ничего контролировать. И "свобода была свободной от необходимости быть свободной".
Так было, пока власть не захватили священники и политики во главе с сэром Ноузом.
Они принесли с собой Принцип Удовольствия и привили людям желание владеть и править.
Люди стали жирные, злые и натянутые - а танцевать
разучились. Немногие избранные хранили в тайне секрет девственного фанка, но в мире
власти и жадности это было все труднее и труднее. Тогда последние ревнители древнего
благочестия сели на космический корабль "Mothership" и улетели. И вот
теперь, тысячелетия спустя, апостолы фанка возвращаются, чтобы снова научить людей
танцевать. Инопланетяне на летающих тарелках, о которых пишут в газетах, - это и
есть те самые посланцы. Их, собственно, стиль "робот" и изображал.
Забив негритянские головы такими идеями, Клинтон (а зря его, что ли, называют идеологом
черной музыки?) плотно подсадил братьев на "сайнс-фикшн". Каждый фанк-
концерт превращался чуть ли не в торжественную встречу пришельцев.
"Mothership" ассоциировался у черной публики с мамой-Африкой, в которую
не нужно возвращаться, - она сама вот- вот появится прямо здесь... Футуристическая
идеология фанка повлияла не только на танец, но и на музыку хип-хопа - а именно
на нежную любовь ко всякого рода микшерам, сэмплерам, ревербераторам и драм-машинкам.
Что же касается брейка, то нью-йоркские би-бои довольно быстро освоили буги, и из
двух стилей синтезировался всеми любимый танец. Третьим его компонентом стали стилизованные
приемы у-шу из репертуара Брюса Ли - например,
эффектный подъем с пола пружинистым прыжком. Где-то к 72-му году в Бронксе и Гарлеме
было уже полно брейкерских бригад (нью-йоркское "crew" значит то же, что
и лос-анжелесское "clic", - бригада, артель, банда), деливших территорию
города и танцевавших каждая на своем перекрестке. Между делом они гоняли на роликах
(экзотическая штука в то время) и разрисовывали стены граффити. Бригады постоянно
разваливались и, перетасовавшись, собирались под новым названием - всего их была
не одна сотня. Самыми известными, существующими и по сей день, стали легендарные
"Rock Steady Crew" и "New-York City Breakers". Именно их ритуальные
"битвы" позднее будут засняты
на видео, облетят весь мир и "зажгут" миллионы подростков. К
"Rock Steady Crew" принадлежал и самый знаменитый брейк-дансер на белом
свете, латинос по кличке Крэйзи Легз - впоследствии лауреат всяческих престижных
хореографических наград, педагог и заслуженный би-бой Соединенных Штатов. Тогда
же, в те времена, брейк-данс начал активно пропагандировать легендарный Африка Бамбаатаа
- музыкальный лидер чернокожей молодежи, который и до сих пор не разучился писать
музыку. Именно ему приписывают идею замены кровавых разборок между уличными бандами
брейк-дансовыми состязаниями. Представьте себе картину: встречаются на
узкой улочке Южного Бронкса две молодежные "кодлы" и, вместо того, чтобы
тут же "мочить" друг дружку велосипедными цепями и бейсбольными битами,
бросают на асфальт кусок картона, врубают на полную переносной магнитофон… и начинается.
И ведь так зачастую и было!
В Россию (Советский Союз) брейк пришел относительно поздно, в начале восьмидесятых.
Так сказать, по "официальной" версии. Но автор этих строк прекрасно помнит,
что первые попытки танцевать "верхний брейк" (стиль "робот")
предпринимались, например, в западноукраинском городе Львове в еще в 1979 году!
В том числе и самим автором.
К этому времени танец завоевал половину мира и всю Европу. В той же консервативной
старушке-Англии, к примеру, занятия бреком вводили в школах вместо традиционной
физкультуры, чем резко повышали показатели посещаемости учебных заведений и успеваемости
учеников!
Нельзя сказать однозначно, как развивался (и до сих пор развивается) брейк-данс
в России, но с уверенностью можно заявить, что сегодня скорость его развития в сотни
раз быстрее чем, скажем, 10-15 лет назад. Тогда же, 10 лет назад, появились и первые
команды, такие как Da Boogie Crew, Jam Style Crew, B-People.
Что же касается конкретных
личностей, то такие имена первых - сначала еще советских, а нынче российских, -
московских и питерских - би-боев как Кирилл Попов (Топор), Дмитрий Генералов (Димон-Гормон),
Алексей Чернов (Матрас), братья Мерзликины, много скажут истинным любителям и знатокам
российского брейка.
Сейчас появилось масса новых (и не очень) брейк-данс коллективов ( Good Foot,
Urban Action Crew, Big Street Brothers Crew, Jet Force Crew, Lemon Crew, MCJ
Crew, Moscow-city breakers и другие.) Открылось много би-бой школ, а следовательно
возникли и би-бои- одиночки, о которых, как правило, мало кто знает, потому что
они не выдерживают конкуренции с командами. Достаточно часто
стали устраиваться дружественные встречи би-боев (джемы), а все свои проблемы би-бои
решают, как когда-то их "прародители" из Южного Бронкса конца 60-х, с
помощью брейкерских поединков
(battle). В настоящий момент, вы можете встретить би-боев на любом "хип-хоп"-
фестивале, почти в каждом клубе, а летом просто на улице.
Что ж, во второй половине 80-х годов уже прошлого века очень многие (и не только
в России, но и во всем мире) думали, что брейк умер и никогда не воскреснет. Все
они ошиблись. Брейк-данс возродился еще более ловким, сложным, задорным и энергичным.
И снова завоевывает сердца миллионов. А это уже, согласитесь, не просто
быстропроходящая мода, а самая что ни на есть долговременная культурная традиция.
В тексте использованы фрагменты статьи Патрикея Лисидзе "Краткая история
музыки хип-хоп. Тайна слова "adidas"", воспоминания автора и другие
материалы.