Если вы когда-нибудь гуляли по улицам, видели
имена, написанные на стенах, в метро, в телефонных будках, в подъездах и при
этом задавали себе вопрос, что это может значить, я могу дать вам на это
ответ: это значит, что кто-то рассказывает вам историю о том, кто он есть и
что он готовится сделать для того, чтобы вы обратили на него внимание.
Каждый раз, как только появляется новое имя, оно может рассказать историю.
Например, короткую историю: «Я был здесь». От того, кто её рассказывает и где
её рассказывают, зависит конец истории. Одни истории - приключенческие,
другие - трагические, а третьи могут заканчиваться в зале заседания суда. Но
важнее всего то, что каждая из историй имеет свою звезду, своего героя, место
события и свою аудиторию, и всё это не более чем потребность молодых людей
весело провести время.
Райтинг является неотъемлемой частью хип-хоп-культуры и существенной
частью современной городской культуры. Тэги, троуапы, стены. Имена, послания,
логотипы. Нарисованные нелегально или по заказу. Послания в городе или для
города. Везде и всюду.
С самого начала появления райтинга в Нью-Йорке в 1970-х годах он был
современной формой выражения того, что имеет исторические корни в наскальных
рисунках и что последовательно развивалось вплоть до эпохи политических
слоганов в 1960-х годах. Райтинг очень быстро влиял на молодёжь по всему миру
и овладевал ею. Будь это передаваемый сигнал и призыв стать другим, стать
провокатором, распространять свою славу и творить или же просто попытка
самовыражения - так или иначе, райтеры везде оставляют свой след.
Граффити существует уже почти 40 лет. Как бы оно ни выгорало изо дня в
день под лучами солнца, ни уничтожалось, ни закрашивалось, всегда есть два
способа сохранить его живым: фотографии и истории. Оба метода по своей
природе несовершенны. Историю не так просто рассказать и не так просто
услышать. Фотографии обычно отщёлкивают, проявляют, сортируют и обмениваются
с другими. Всё, что остаётся, лежит в коробке из-под обуви. У каждого райтера
есть такая коробка, но в ней никогда нет порядка. Хотя в этом есть своя
изюминка. Граффити нужно делать, жить им и собирать его.
Главной документацией до недавнего времени были мысли райтеров. Хотя
преданные архивариусы этой культуры даже не всегда являются райтерами.
Настоящее граффити, можно сказать, живёт мгновение. И в то время как райтер
ставит новые тэги, которые тут же смывают или которые попадают под горячую
руку несведущих людей, мы можем хотя бы наслаждаться историями, которые будут
рассказывать позднее.
Истории - это один из самых верных способов сохранения и распространения
информации об опыте граффити. В то время как фотографии показывают лишь
близким друзьям, истории изменяются в процессе чтения, пересказа, а затем
нового пересказа и нового прочтения. Настоящая история граффити - это устная
история. Хорошие истории распространяются по миру за считанные секунды и
живут вечно. Это истории не только о райтерах, но и о копах, о деятельности
против граффити и так далее. Все любят рассказывать хорошие истории о
граффити. История становится более четкой и насыщенной с каждым пересказом,
но её нельзя зарисовать, как это происходит с реальными рисунками.
Историю граффити можно даже сравнить с историей джаза. Как в джазе, так и
в граффити есть аффектация. Также есть много правил, которым нужно следовать,
в то же время изменяя их, импровизируя. В обоих случаях для того, чтобы
развить свой стиль, вначале необходимо овладеть техникой.
Райтер развивает свой личный стиль с определённых готовых форм, которые
выходят из латинского алфавита. Райтеру неинтересно сидеть и развивать свой
стиль лишь на бумаге с помощью маркеров прежде чем попробовать сделать это
аэрозолями на стене. Прогресс складывается из комбинации личного развития,
отдельных элементов стиля и мирового влияния. Европейский райтинг отличается
от американского и азиатского, но корни у них те же. В прошлом много книг,
фильмов, телепрограмм, журналов, газет помогли развить мифологию райтинга. В
процессе было создано много документации для сцены райтинга. Райтинг стал
доступным обществу и перестал считаться только лишь формой вандализма.
Сегодня тэги настолько повсеместны, что их практически не замечаешь в
городском камуфляже. Общество, собственники недвижимости и транспортных
компаний создали механизм противодействия граффити. Сегодня граффити смывают
в метро намного быстрее, чем его там рисуют.
Стили граффити уже давно переместились в нашу обычную жизнь и
потребительскую культуру. Сегодня райтинг используется для рекламы Coca Cola
и Nike. С одной стороны, империя моды Кельвина Кляйна зарабатывает деньги с
помощью таких икон райтинга, как Дельта, Футура 2000, Reas, создавших дизайн
для его парфюмерной продукции. С другой стороны, Агнес Би, еще один модный
бренд, открывает райтерам двери к международному рынку искусства с помощью
своей галереи „Galerie du Jour". Райтеры 80-90-х стали арт-директорами,
ди-джеями, модельерами, журналистами, художниками. Но они всё же райтеры и
останутся ими навсегда.
Если посмотреть на райтинг сегодня, можно увидеть разностороннюю картину.
Те, кто вовлечен в него, делят себя на фундаменталистов, наследников,
скептиков, отцов и авангард. Одна группа пытается способствовать
распространению райтинга, другая - зарабатывать деньги, а третья просто хочет
принимать участие и решать проблемы. Все они образуют одно сообщество,
которое сформировало райтинг таким, какой он есть, и не только достигло
определенных границ, но и перешагнуло через них. Это райтеры, которые
работают с буквами, словами, эскизами, алфавитами, графикой, используя
райтинг удивительным, а порой даже забавным образом.
Мы постоянно ищем контрасты в граффити, пытаемся
быть провокационными и максимально сконцентрированными. Основой дальнейшего
развития культуры является её брожение, изменчивость, интенсивность,
улучшение и обновление. Если все это предоставить, история райтинга может
войти в большую энциклопедию.
|