Если вы приехали в Париж и рассматриваете местные
тэги, троуапы или куски на улицах, одно имя особенно привлечёт ваше
внимание. Где бы вы ни были: на окраине города, в туристическом центре, в
метро или даже просто в туалете, - везде оставлено одно и то же имя. Это
Оклок.
Когда ты начал свою «работу»?
Я начал делать бомбинги и рисовать куски с 1989 года, но особого значения
этому не придавал. В то время я жил в восточной части Парижа, в районе
многоэтажек, и линия метро RER A-line там была сильно разрисована. Я смотрел
на граффити со стороны, иногда гулял вместе с Guru и Noctus, но никогда не
думал, что сам буду рисовать. В 1995-м я уже знал, где рисовать, и принял
решение писать «Оклок». Имейте в виду, что «Оклок» значит: я здесь надолго.
Повлияло ли что-то конкретное на выбор имени?
Я хотел иметь имя со смыслом, а не просто слово. Хотите верьте, хотите
нет, но уже многие годы я просыпаюсь ночью с мыслю о том, что скоро умру.
Начался отсчёт времени. Я хочу, чтобы люди помнили меня после смерти, а моё
имя - это способ контролировать продолжительность памяти обо мне. Но несмотря
на это я не прихожу вовремя на встречи.
Зачем ты выбрал граффити, разве это лучший способ выделить себя в
обществе?
Изюминка райтинга - противозаконность. Кто может знать, чем я буду
заниматься через 3 года? Сегодня граффити - это моя жизнь. По моим подсчётам,
в среднем бутылки чернила «Корио» хватает на 50 тэгов, но я делаю сто, двести
и больше каждый день, я возвращаюсь домой счастливым, когда мои маркеры
пустые. Даже ставить бескорыстные тэги стоит того, они дольше остаются.
Возможно, бомбинг выглядит грязным и пачкает улицы, но он позволяет мне жить
и заставляет дворников постоянно проверять эффективность их химикатов против
граффити на улицах.
Что ты можешь сказать о райтерах, которые говорят, что куски это
круто, а бомбинг - дерьмо?
Пошли они... Граффити состоит из многих элементов, и тэги - первый из них.
Настоящие бомберы CLICK, COLORZ, OENO, HAVOC вдохновили меня больше всех.
Благодаря бомбингу я стал известен в Париже не только среди райтеров, но и
среди обычных людей. Это было моей задачей, и сейчас, когда я достиг
известности, я занимаюсь и другими делами, но бомбинг остаётся той областью,
где я нахожу сенсации. Вандализм - это когда я должен стоять 3 часа и делать
один рисунок.
Но я пишу тэги не только ради того, чтобы выпустить пар, я перед этим много
рисую, ищу новые стили и пробую вводить новшества. Я могу поставить 20 тэгов
на одной стене, если она будет потом красиво выглядеть. Тэг - это не просто
подпись, он живой, и места, где я их оставляю, должны поддерживать его
существование.
Ты занимаешься только тэгингом?
Конечно нет, я делаю и куски, но люди обычно обращают внимание на массу
тэгов. В данный момент я ставлю сложные задачи перед собой, усердно работаю
над цветами и формой своих шрифтов. Я делаю поезда и стены, но я никогда
серьёзно не делал куски (piece) до 95 года. Я не решался делать много кусков,
потому что не знал, в каком стиле я буду способен рисовать. Типичный
французский стиль ранних 90-х годов стал базой для моей культуры граффити, но
я хотел раскрыться и постоянно искал новые направления.
Какой тип стилей ты предпочитаешь делать?
Мне нравятся все, если они хорошо выполнены, от бешеных шрифтов PME до
вычищенного куска CES с его «интеллигентными» линиями, логическими
сплетениями и всем остальным. Мне нравятся TWIST, REVS, NASCIO и даже DAIM.
Мне нравятся их технические возможности. В каждой школе стилей я могу найти
что-то интересное, но, с дугой стороны, я ненавижу тенденцию «очень лёгкого
граффити», которое выглядит уродливо. Я не понимаю, в чём прикол - рисовать
сегодня стиль, который имитирует Нью-Йорк 70-х? Я не понимаю такого поворота
назад. Такое можно сделать один раз, чтобы повеселиться, но не постоянно же.
Тебе нравится рисовать на стенах?
Стены полезны для того, чтобы стать лучшим и научиться делать то, что у
тебя на уме. Мне неинтересно рисовать поверх своих рисунков в одном и том же
Hall of Fame. Я люблю рисовать в разных местах. У меня не так много времени
на то, чтобы делать цветные куски, возможно, потому, что я взрослею и меня
много раз ловили. Мне приятнее находиться на улицах или в депо с вагонами.
Сегодня тебе больше нравится рисовать на поездах?
Я долгое время не начинал, сначала выбирал - на грузовых или пассажирских.
Но я быстро понял, в чём прикол: люди смотрят, как твоё имя перемещается на
разных линиях.
Как ты считаешь, рисовать на улицах очень опасно?
Я думаю, если тебе удалось сделать поезд, то улицы покажутся тебе намного
проще. Но улицы намного сложнее, можется случиться много неожиданных вещей:
«тихари», таксисты, даже любой придурок может к тебе привязаться и начать
строить из себя супермена и драться с тобой. Но у меня свои методы работы на
улицах, обычно я работаю «сольно», и осторожность служит ключом успеха.
Ты рисовал в метро?
Когда я был пацаном и жил на окраинах, мне больше нравились поезда RER,
чем метро. Я пробовал несколько раз, пока живу в Париже, но поезда метро ведь
практически никогда не выезжают. Мне неинтересно рисковать, идти в туннель,
чтобы сделать кусок, сфотографировать его и радоваться, это не стоит
затраченного труда. Метро сильно привлекает, но я нахожусь в розыске и потому
рисую другие вещи.
Как вообще атмосфера в Париже?
Очень много полиции, я всегда об этом помню. Когда я иду рисовать, я не
думаю так, как многие райтеры: «Мне всё по барабану». Я знаю, что может
случится, если тебя поймают, и всегда помню о предупреждениях.
Очень много зависти, и со стороны райтеров тоже. Но мне наплевать, я
общаюсь только с друзьями, которые рисуют, это мои команды LT26 и 156. Я
постоянно конфликтую со многими, потому что есть люди, с которыми я не знаком
лично, которые не любят меня и даже не знают почему. На это вообще не
стоит тратить время.
Какую задачу ты ставишь сейчас?
Я хочу экспериментировать с разными стилями от бабл до 3D, но не просто
копируя их, как делают многие. Сегодня очень популярно копировать стили, это
легко, но стыдно. Моя задача в граффити - не просто посмотреть журнал и
перекрутить идею по-своему. Я хочу, чтобы людям нравились мои работы, но мне
смешно, когда я слышу разговоры и жалобы о моих тэгах на улицах.
Похоже, что твоя жизнь - сплошное граффити?
Да, это моя проблема. Я рисую слишком много и не успеваю искать новые
идеи. Иногда хочется остановиться и понять, для чего все это. Но пока я готов
отдавать себя стенам, ничто не может меня остановить. Мне просто трудно
забыть и перестать думать о том, что бомбинг - это самая важная вещь в моей
жизни.
|