|
Несмотря на то, что граффити считается обычным
увлечением сопливых детей, всё же есть конкретные исторические явления,
которые напоминают нам об обратном. Расмус Ф. Хансен находит общие черты
между Парижской Коммуной 1871 года, ситуационистами 1960-х и современным
бомбингом.
|
Общество выставило явление граффити на обсуждение, касающееся не только
разукрашенных стен. Существует версия, что угроза, которую несёт граффити,
это попытка захватить общественное пространство и контроль над ним. Контроль
над общественным пространством осуществляет правительство страны, городские
власти, а также он связан с коммерческими интересами, которые заметны по
появлению бигбордов в городском пространстве.
Граффити приобрело доминирующий характер в связи со смелым вызовом и
пониманием того, что общественное пространство никому не принадлежит.
Правительство и городская власть - это административные органы, а не личность
в том смысле, в каком личностью являюсь я или ты в отношении друг к другу или
к нашей окружающей среде. Настоящее общественное пространство должно иметь
форму с активным участием его жителей, а не быть стандартизованным.
Именно это поняли Коммунары в 1870 году и ситуационисты немного позже. Для
того чтобы объединить историческую перспективу с символической и социальной
перспективой граффити, посмотрим на эти два явления.
Парижская Коммуна
Пять месяцев с сентября 1870 по январь 1871 года Париж был в окружении
армии пруссаков, с которыми они вели войну почти год. В период блокады
вызревала обида бедного класса населения. Реставрация внутренней части города
вытеснила на окраины многих людей с чувством утраты своего города. Некоторые
парижане сопротивлялись таким командам и блокаде прусских войск, и
Национальная Оборона отказалась сложить оружие. Ввиду массовых протестов
правительство отступило до Версаля, а восставшие установили автономную
Парижскую Коммуну в марте 1871 года. Хотя Коммуна существовала недолго, она
стала важным источником вдохновения и надежды для социалистических кругов по
всему миру. Несмотря на внутренние ссоры, Коммуна сумела ввести политические
стратегии прямой демократии, политику равенства и улучшение условий
существования рабочих.
Ситуационисты
Situationist International (SI) был сформирован в 1957 году французским
художником Ги Дебордом и датским художником Асгером Йорном как знак восстания
художников против отчуждения и поглощения современной жизни. В SI никогда не
было более 20 активных членов, но они всё же сумели оставить след в истории
искусства. Они вдохновлялись событиями и идеями Парижской Коммуны, марксизмом
и анархизмом.
Одним из центральных художественных методов ситуационистов был обход или,
другими словами, реконструктивное поведение, задачей которого был подрыв
источника и существующих произведений искусства или общественных мест. Для их
целей использовали, например, такие граффити-послания: «Одно и то же день за
днём: будильник - работа - обед - работа - конец работы - мягкое кресло -
телевизор - сон - будильник - работа - что ещё ты можешь взять?». Другой
характерной чертой теории ситуационистов была психогеография, изучение
влияния городского пространства на психику человека, которая отслеживалась в
derive, что означает бесцельное хождение по городу с восприятием всех
впечатлений от него.
Политика граффити
Современные традиции граффити появились на менее интеллектуальном и
политически значимом грунте. Хотя оно тоже столкнулось с переделом
общественного пространства путем нового использования городской территории;
стены, поезда и грузовики стали холстами, утвердив новое значение для
инициаторов. Граффити появилось как одно из наиболее несанкционированных и
децентрализованных форм искусства в обществе в истории человечества. Сегодня
мы встречаем граффити в Мексике, Югославии, Японии и многих других странах
мира, где-то благодаря развитию местных сцен, где-то благодаря визитам
иностранных райтеров, оставивших свой след.
В отличие от подобных явлений, существовавших ранее, граффити не имеет
четко выраженного политического лозунга. Но это не значит, что граффити не
имеет социального или политического применения. Даже наоборот - социальные
сигналы граффити быстро поняли умные райтеры и их враги. Граффити, так же как
и акции коммунаров и ситуационистов, выполняется нелегально, делает прямой
вызов догмам власти и праву владения, несмотря на личную мотивацию райтера. В
мире мало вещей, которые власти ненавидят больше, чем вызов обществу и
беспредел.
Известный райтер Ли видел в граффити возможность общественного
самовыражения и адресации социальных и политических тем правдивым и творческим
путём. Другие видели в граффити символ, который ассоциировался с понятием
«утрата контроля». Символически граффити занимает 4-е место в десятке худших
зол человечества Дейнса. Это же усматривает профессор по криминологии Джеф
Феррел. Он же является автором книги об уличной анархической культуре
«Tearing Down the Streets».
Какова же связь между коммунарами, ситуационистами и граффити? То, что
делали коммунары, послужило примером для ситуационистов, а с современным
граффити это пересекается в некоторых пунктах: революция каждый день жизни,
сопротивление властям, создание проблемных ситуаций в жизни с адреналином и
удовольствием от художественной работы, которое предлагает лучший способ
прожить жизнь. То, что сделали эти исторические течения, и то, что делает
граффити, - это отражение предвидения нашей жизни.
Известный анархист-мыслитель Бакунин сказал: «Страсть к разрушению есть
вместе с тем творческая страсть». Граффити может выглядеть разрушительно, но
в нем же отражается интерес к творению. Власти так негативно относятся к
граффити, потому что оно несёт традиции ранних протестных явлений, задачей
которых было создание нового мира.
Власть - это возможность контролировать процесс возникновения вещей,
которые несут правдоподобие и символизм, а граффити - это красивая атака
против символической природы власти. Всё, что возникает в этом конфликте, это
борьба над природой повседневной жизни.
Каково определение общественного пространства?
Политики хотят говорить об общественном пространстве, но обычно речь идет
о приватизации и официальных строительных проектах. Общественное пространство
- это пространство, к которому имеется доступ и где есть возможность выразить
своё мнение. В США количество пространства ограничено, практически равно
нулю. Всё, что представлено как пространство, - это потребительское
пространство. Граффити-райтеры хотят вернуть пространство назад. Место, где
собираются райтеры и делятся идеями, - более открытое пространство, чем
хорошо ухоженный парк.
Граффити - это свободно возникшее явление, которое
базируется на индивидуальностях или небольших группах активистов. Граффити
несёт анархистский посыл в том смысле, что оно часто выступает против власти;
это культура, которую придумали сами для себя и которая не имеет формальных
лидеров.
|