Трудно удивить кого-то присутствием граффити на
улицах, в транспорте или в печатных изданиях. Всё это приходящее и уходящее.
Рисунки зарисовывают, уничтожают или вообще не замечают. Журналы надёжнее, но
это тоже не лучший выход собрать всё вместе. Они выходят с большим перерывом,
покупать их дорого (хотя все-таки их покупают, потому что их приятно
полистать), места продаж часто недоступны. Какой же есть выход?
Место, куда регулярно обращаются райтеры и просто искатели информации,
всем известно. Уже более 10 лет граффити присутствует в Интернете.
Сейчас самое время оглянуться назад и посмотреть, какую пользу это
принесло нашей с вами культуре. Особого внимания заслуживает анализ того, как
райтеры используют Интернет для обучения других своим навыкам, как он служит
местом встречи ценителей граффити, средством документации их работы и
истории, как Интернет вообще влияет на развитие культуры райтинга.
Граффити родилось для того, чтобы распространить имя в пространстве, так
чтобы его могло увидеть как можно больше людей. Поэтому появление граффити в
Интернете не стало сенсацией. Корни граффити датированы концом 1960-х
годов, когда надписи появились на вагонах метро в Филадельфии. А летом 1971
г. газета «New York Times» написала одну из первых историй об этом явлении,
заостряя внимание на Таки 183. История Таки известна практически всем, кто
имеет отношение к райтингу. Это, можно сказать, классика. С этого момента
прошло почти 35 лет, и явление, вдохновлённое Нью-Йорком, нашло своё место
практически в каждом большом городе планеты.
Граффити существовало как нераздельная и независимая культура до начала
1980-х годов, когда оно стало частью набора из четырех «элементов»,
получившего название хип-хоп. Благодаря популяризации брейкданса, ди-джейства
и рэпа в таких фильмах, как «Beat Street» и «Wild Style» (1983), граффити
распространилось по всем континентам. Год спустя фильм «Style Wars» стал
наиболее точной документацией по культуре граффити.
Несмотря на то, что многие привязывают граффити к четырем «элементам»
хип-хопа, на протяжении 20 лет оно всегда оставалось наиболее чистой и
самостоятельной культурой. С помощью фильмов был создан универсальный
стереотип хип-хопа как такового. Через несколько лет райтеры начали
документировать граффити в форме издаваемых в домашних условиях журналов и
видео, а затем распространять их среди своих, что продолжается до сих
пор.
В начале 1994 года небольшая группа граффити-райтеров начала
общаться через так называемую сеть альтернативного граффити, в которой они
собирали политические надписи и надписи в общественных туалетах. Однако очень
скоро граффити стало доминирующим, и в сети стали чаще появляться именно
фотографии с граффити.
Одновременно с этим Сьюзан Фарелл, которая не была райтером и не знала о
существовании сети альтернативного граффити, решила реализовать свою идею по
созданию граффити-сайта. И в сентябре 1994 года с помощью Брет Веба она
запустила сайт «Art Crimes», который сегодня известен как http://www.graffiti.org/.
В то время существовало два других сайта по тематике граффити: «Сеть
альтернативного граффити» и voiceoftheghetto.com, который поддерживали Mare
139 и Kel 1st. Но их сайт в большей степени касался
дизайнерских работ, по сути, показывал трансформацию настенного творчества в
цифровое измерение.
Появление других сайтов было связано с тем, что кампания против граффити в
Нью-Йорке значительно сократила количество статей о граффити в ведущих изданиях.
Несмотря на успехи кампании, граффити вовсе не умерло, как многие думали.
«Art Crimes» стал центром внимания райтеров и держит эту позицию до сих пор.
С того момента как райтеры начали писать своё имя на вагонах метро,
которые катали его по всем уголкам города, даже там, куда ты никогда бы не
попал, все сильно изменилось. Долгое время на станции метро 149th St. Grand
Concourse находилась традиционная скамейка "writer's bench", где
райтеры собирались и обсуждали новые работы или просто ждали прихода поезда,
чтобы сделать фотографии ночной охоты. Сегодня "writer's bench"
стала новой платформой благодаря Интернету и дала возможность увидеть
граффити далеко за пределами Нью-Йорка. Каждый второй райтер в мире сегодня
знает об «Art Crimes», и этот ресурс стал первым опытом в познании граффити.
Он стал первой станцией в веб-пространстве, которая объединила всех
единомышленников, как ветеранов движения, так и новичков. Появление граффити
в жизни молодёжи не один раз повлияло на формирование их личности как
таковой.
Что мы имеем сегодня?
Граффити-сайты сегодня существуют в четырех формах. Это может быть
индивидуальный сайт райтера с его портфолио. Другой типичной формой является
сайт команды, который поддерживают райтеры. Это сайты с небольшим количеством
индивидуальных работ, но зато они объединяют работы всех членов команды.
Третий тип - сайты, которые предоставляют информацию локального уровня,
города, страны или какой-то другой территории. Четвёртый - это форумы, где
райтеры могут как выставлять фотографии своих работ, так и обсуждать их
качество и другие вопросы о райтинге. Форумы в свою очередь тоже могут
охватывать определенную территорию.
Сайты имеют разные характеристики. Одни предоставляют больше текстовой
информации, другие акцентируют внимание на галереях с фотографиями, которые в
свою очередь делятся в зависимости от поверхности для их выполнения: стены,
поезда, эскизы.
Если у вас возникает вопрос, кому это надо, кто за это платит деньги и
кому это приносит деньги, ответ очень краткий: всеми этими сайтами движет
любовь к граффити. «Art Crimes» и форумы, которые посещает больше всего
людей, опекают разные люди, которые дают деньги на их обслуживание на
общественных началах. В то же время эти сайты предлагают купить по сети
футболки, журналы, краску и всё, что связано с граффити. Многие хозяева
сайтов смеются, когда им говорят, что их проекты можно считать
прибыльными.
Логическим образом в выигрыше от граффити должны быть производители красок,
но они часто используют стратегию анти-граффити. В последнее время
европейские производители начали выступать в роли спонсоров команд опытных
райтеров, которые делают легальные стены, подобно тому, как
фирмы-производители спортивной одежды спонсируют известных спортсменов.
Влияние Интернета на граффити
Граффити существует уже более 40 лет, 15 из них - в Интернете. Большинство
райтеров согласится с тем, что Интернет оказал влияние на распространение
граффити, но каким оно было - позитивным или негативным? Можно сказать, что
это палка о двух концах.
Если у тебя есть Интернет, ты можешь жить на Аляске и видеть граффити с
других континентов. С другой стороны, возможность всеобщего доступа
приостановила развитие региональных стилей и техники. Многие под влиянием
чужих работ перестают развивать свой стиль. Интернет переполнен фотографиями,
и часто трудно сказать, какая работа лучше. Появление граффити в Интернете
создало стереотип райтинга без истории и души.
В первую очередь это касается тех стран и городов, где граффити существует
долгое время. В странах, где райтинг появился недавно, влияние Интернета
скорее наоборот позитивно. До появления граффити в Интернете легче было
узнать, откуда взялся тот или другой стиль, понять его происхождение. Сегодня
трудно создать новый стиль, потому что многим проще копировать стили других
стран, чем развить свои.
Интернет облегчил коммуникацию между райтерами и
обмен информацией, он стал чем-то вроде одной большой стены, грузовика или
состава поезда. Граффити и само по себе имеет позитивные и негативные
моменты, а Интернет просто перенес их на более высокий уровень.
|