Если вы хотите поговорить о раннем берлинском
райтинге, трудно не вспомнить имя АМОК, его широкие и яркие буквы. Хотя не
так уже много историй и слухов существует об этом необычном имени...
- В 1983-84 годах райтинг
начал заполнять Берлин. В то же время в СМИ с большой скоростью
распространялась информация об этом явлении. Ведущий германский телеканал
транслировал фильм "Style Wars", хотя перевод звучал примерно как
"Subway pictures, Crazy legs". В то время они ещё не знали, как
представить это явление.
Несколько позже моя сестра вдохновила меня на то, чтобы попробовать
заняться райтингом самостоятельно. Она часто рисовала буквы в стиле бабл в
своих тетрадях по физике или математике. Вместе с моими друзьями мы ходили
смотреть на тэги по всему городу. Это было до того, как люди узнали об
аэрозольной краске. Всё началось в районе Стеглитц и Фрайденау в Южной части
Берлина. Команда "Saints" по всему городу делала троуапы и тэги.
Позже настоящей бомбой стала книга "Subway Art". Внезапно мы нашли
ответы на интересующие нас вопросы о том, как рисовать на стенах, в какой
очерёдности делать набросок, заполнение и обводку шрифта. Мы всё узнали из
этой книги. И с этого момента всё начало распространяться как пожар. Ранние
берлинские стили очень похожи на Амстердам и Мюнхен.
Мой друг KANE любил много путешествовать. Он часто ездил
в Париж и Амстердам. В Париже райтинг развивался со скоростью света и
превосходил всё, что мы видели до того. Именно здесь KANE увидел первые
работы ВВС, Bad Boys Crew. Как оказалось позднее, они были намного старше нас
и имели тесные контакты с Нью-Йорком. В Амстердаме KANE также познакомился с
не менее влиятельным райтером SHOE.
Райтеры из Мюнхена редко приезжали в Берлин, разве только ради того, чтобы
порисовать на Берлинской стене. И всё же их работы обогащали Берлин. Как-то
на вечеринке мы случайно пересеклись с французским солдатом, который носил
куртку с рисунком JAY ONE на спине. Позднее он познакомил нас с командой ВВС.
Вот так развивались наши стили, если говорить о 1988-м.
Своё имя я взял из игры, в которую мы часто играли с KANE. Ночью мы часами
сидели в поисках идеального имени, под утро, казалось, дым шёл из ушей. Нужно
было имя, которое означало бы что-то глубокое, которое имело бы колоссальное
влияние. Имя из букв с идеальным переходом, которые можно легко прочитать
слева направо и наоборот. Вот так я придумал своё имя, такова его история.
Свои буквы я придумываю так, как будто это моя личность. Я имею в виду, что
буквы это не только часть моей жизни, но и выражение моей личности.
Раньше я любил кататься на BMX, но потом мне это стало неинтересно.
Я постоянно искал новые сферы соревнования. Именно в райтинге я нашёл то, что
искал - задачу, которую я не мог так просто решить и от которой я не мог
отказаться. Я настолько глубоко проникся граффити, что пришлось даже
расстаться с любимой девушкой.
Сегодня существует много давления на райтинг, чего не
было в моё время, во время моего становления. Раньше это была игра с
фиксированными правилами, направленными на твоё личное развитие.
Сейчас трудно придумать новые стили, так как почти всё было придумано
ранее. Например, 3D-стили 80-х годов постоянно меняются посредством видео,
журналов, книг по всему миру. Исполнение может меняться, но разве это делает
работу оригинальной?
Если попробовать заглянуть в будущее, ясно одно - тэгами всегда будут
метить улицы, несмотря на разные политические режимы и влияния. Конечно,
выбор инструментов изменился и расширился, поэтому изменились возможности
самовыражения. Клавиатура и мышь объединились с аэрозолями. Но
фундаментальная идея райтинга будет существовать всегда.
Несмотря ни на что я, будучи отцом троих детей, продолжаю рисовать, хотя и
в других формах, например, делаю графический дизайн и зарабатываю этим на
жизнь. Многие политики и Министерство спорта - мои постоянные клиенты. Для
меня это не остановка в том, что я делал. Мой райтерский опыт напрямую
перешёл в текущую работу.
|