Представьте себе ваш родной город 15 лет назад.
Представили? Серые стены, выцарапанные надписи в подъездах, большие
политические слоганы. Это граффити? В некотором смысле - да. Но способ
выражения здесь немного другой, другие инструменты творчества.
А представляете ли вы себе свой город без граффити сегодня? Я -
нет. Настенная живопись из разряда модного увлечения для избранных неожиданно
переросла в занятие для широких молодежных масс. А затем вернулась в прежнее
полуподпольное состояние, но на более качественном уровне.
Одной из проблем коммунизма было то, что бедные люди никогда не могли и
подумать о том, чтобы потратить деньги на дорогую краску в аэрозоле. Впрочем,
ее и так невозможно было купить, потому что она нигде не продавалась.
Граффити считают детищем свободы и хаоса. В большинстве случаев его
ассоциируют с новыми тенденциями в искусстве, но очень часто всё же считают
преступлением. Наличие граффити сегодня - это индикатор свободного и
современного общества. Многие райтеры моего возраста помнят свои первые
впечатления от увиденного в журналах или старых фильмах граффити в
нью-йоркском метро. По этому хаосу казалось, что подростки и дети попали под
скрытое влияние, и только позже стало известно, что для большинства из них
граффити было лучшим выбором из того, чем им предлагали заниматься.
Граффити родилось в специфической бедной среде. Большинство нью-йоркских
райтеров того времени воровали краску в магазинах. Тот факт, что краску можно
было украсть, сэкономив карманные деньги, и разрисовать ей несколько
сотен вагонов метро, и что такого рода кража не была особо рискованной,
делает очевидным степень развития граффити и его процветание сегодня.
В коммунистических странах аэрозоли были практически недоступны, а попытка
кражи могла плохо закончиться. Начать хотя бы с того, что все магазины
принадлежали государству, то есть украсть в магазине означало украсть у
государства, а это жестоко наказывалось. Здесь никто не знал, кто за кем
следит. Потому граффити долго не могло проникнуть в коммунистическую систему.
Граффити - это такое явление, которое несёт свободу и анархию, что отрицалось
тоталитарной системой управления. Если ты живешь в коммунистической стране,
ты даже не можешь сказать о том, что ты думаешь. Что уж говорить о
распространении граффити, которое могло восприниматься как политическое
преступление. Возможно, оно могло бы существовать, но, скорее всего,
тебя бы окрестили бунтарем, а это в то время было очень рискованно.
В демократическом обществе люди зарабатывают больше и могут позволить себе
покупать дорогие краски, но многое зависит от того, как они относятся к жизни
и своим занятиям. В тоталитарных странах люди думают с осторожностью, под
давлением государства и без права на свободу. Граффити - это первый шаг
общества к самовыражению и протесту. Вместе с Голливудом и «Макдональдсом»
оно приходит на каждый континент планеты.
Граффити - не американское явление, хотя оно возникло в Америке и оттуда
смогло распространиться по всему миру. В то время как в Нью-Йорке рисовали в
метро, не спали также и Амстердам, Париж, Лондон, Сан-Паулу. В то время под
влиянием музыки ска и панка зарождалось ядро культуры граффити. И можно
только позавидовать тем странам, где граффити только начинает развиваться -
райтерам из этих стран пока неведомы те настоящие эмоции, которые приносит
райтинг. Но пройдёт несколько лет, и все будут с ностальгией вспоминать свои
первые шаги. Ведь эти шаги становятся неповторимой историей, которая
объединяет всех нас в одну семью.
В 14 лет мной руководило желание повторить те рисунки, которые я случайно
увидел в журналах, ещё не осознавая, как далеко это может завести. Никто не
мог объяснить, что означают все эти головоломки. Кроме того, что «это
красиво, но непонятно», больше ничего не говорили. Люди боялись открыто
говорить о западных тенденциях под влиянием страха, оставшегося после долгих
лет тоталитарной системы, а иногда просто впервые встречали нечто подобное.
Райтинг - это безграничное поле экспериментов и мыслей, "фантастика
на гране безумия", и не каждый райтер мог осознать, на что он идёт.
Каждый тэг, оставленный на улицах - это часть личности, её экспрессия,
чувства, настроение. Человек эволюционирует, как и то дело, которым он
занимается, что бы это ни было - изучение математики или ограбление банка.
Постоянно появляются новые формы, стили, техника. Например, воры всегда
находятся на шаг вперёд от охранных технологий, чтобы дать удар по системе.
То же и с райтингом. Он стал более широким явлением, которое терпит
болезни своего развития. Райтеры развили технические возможности аэрозоля до
уровня кисти. И на примитивный вопрос: «Разве это искусство?» сегодня можно
дать не один ответ, как раньше. Безграничность творческих возможностей
порождает большое количество других вопросов: «Какую ответственность несёт
райтер? Что считать качественным рисунком? Какое наказание может быть
предусмотрено законом?».
Райтер имеет возможность выразить вещи, которые не были высказаны
ранее, получив в результате достижения культуры и искусства. Сегодня на
улицах очень много плохих граффити, неуклюжих тэгов, которые оставляют
неумелые подростки. В то же время есть люди, чьи дерзкие работы возникают в
самых неожиданных местах. Например, на вагонах метро. За ними охотятся люди в
погонах, а усатые работники метро мечтают начистить им физиономии. Стало
возможным рисовать аэрозолями портреты или другие фотореалистичные картины -
так же, как и кистью. А также открылись новые возможности: путешествовать,
клеить наклейки, ставить трафареты, делать инсталляции.
Райтинг стирает любые грани и границы, и не только те, которые
указаны на карте. Время идёт, и граффити становится частью истории нашей
страны. Западные страны, которые уже насытились этой культурой, высоко
оценивают уровень райтеров из стран «закрытой зоны». Больше не существует
глупых стереотипов, и наши куски, панели, тэги начали появляться в одном ряду
с такими именами, как Akim, Zasd, Comodo, Bicth, Ekin, Point, и другими
райтерами, достаточно известными своим талантом и постоянным вкладом в
развитие культуры.
|