Битбоксинг,
который многие называют пятым элементом – это вокальная перкуссия хип-хопа. По
существу, это искусство создания битов, ритмов и мелодий при помощи
человеческого рта, но современная техника битбоксинга включает также и
множество других областей.
Ниже
последует всесторонний экскурс в искусство битбоксинга. Мы начнем с главного и
коснемся деталей, обозначим основные мировые эпицентры этого искусства. Родом
из Нью-Йорка, пятый элемент, распространившийся по всему миру, сегодня
переживает второе рождение. В 2002 году британский битбоксер Alex Tew aka
A-Plus основал крупнейшее интерактивное битбоксинг-сообщество
(http//www.humanbeatboxing.com). Битбоксеры многих стран используют этот ресурс
в частности и интернет в целом как способ общения с продвинутыми людьми из
Европы и некоторых областей США.
Определение
Битбоксинг –
это вокальная перкуссия хип-хоп культуры. По существу он связан с искусством
создания битов, ритмов и мелодий при помощи человеческого рта. Однако он также
может включать пение, вокальный скретчинг, имитацию работы с вертушками, звуков
духовых инструментов, струн и многих других.
Слова
«битбоксинг», «вокальная перкуссия» и «мультивокальность» (multivocalism) часто
используются как замена одно другого, но это не так: раньше, да и сейчас, у
разных школ битбоксинга были разные техники и репертуары ритмов – отсюда и
разные названия.
Вокальная
перкуссия в большинстве случаев ассоциируется с группами а капелла, в то время
как «битбоксинг» и «human beatbox» - термины, связанные с хип-хопом или другими
городскими музыкальными стилями. Мультивокальность – относительно новый термин,
введенный британцем Killa Kela для обозначения коллективного использования
битбоксинга, пения, звуковой имитации и вообще всего музыкального, что может
делать вокал.
Killa Kela
Границы
между битбоксингом и «human beatbox» благодаря взаимодействию приверженцев двух
этих направлений постепенно стерлись. А первопроходец в вокальной перкуссии,
битбоксер Andrew Chaikin ака Kid Beyond, стал особняком – потому что обнаружил
в искусстве имитации свободное местечко и тем самым привел некоторых великих
битбоксеров в ошеломление.
Kid Beyond
На улицах
битбоксеры выступают в роли живых ритм-машин, создавая ритмическую структуру, с
которой работают эмси. На сцене многие битбоксеры играют роль вертушек,
превращая свою вокальную работу в попурри из известных песен. Со временем
битбоксинг соединился с двигательной сценической деятельностью и обрел место в
хип-хопе и других формах сценического искусства. Битбоксеры замещают
барабанщиков и перкуссионистов в музыкальных ансамблях и прочих коллективах.
Некоторые даже «битбоксируют» в музыкальные инструменты – как, например, Yuri
Lane в гармошку, Radioactive в панфлейту, а Tim Barsky вообще использует
классическую флейту, умудряясь создавать несколько ритмов и мелодий
одновременно. И, наконец, Kid Beyond научился создавать петли в реальном
времени, используя компьютеры и триггеры: его композиции наполнены ритмами,
инструментовкой и хоровым пением.
Yuri Lane
История
битбоксинга
Первенцами
битбоксинга были E Fresh, Biz Markie и Buffy из «Fat Boys». Термин «битбоксинг»
происходит от «битбоксов» - драм-машин первого поколения.
Ранние
восьмидесятые
В это время
битбоксинг занимал прочные позиции. Возможно, его первой записью следует считать
«La Di Da Di» Doug’а E Fresh’а и Slick’а Rick’а. Когда «Fat Boys», ставшие
косвенной причиной появления на свет слова «phat», меткого обозначения «общего
командного веса», записали «Stick Em», рэп-комьюнити и все остальные
отпраздновали рождение «тяжелого» вокального стиля Buffy. Даже сегодня, когда
люди высмеивают битбоксинг, они имитируют покойного Buffy, пыхтя и шумно
выдыхая воздух в ладони. Значительный вклад в дело распространения битбоксинга
оказали фильмы «Fat Boys», в особенности «The Disorderlies».
Buffy
Середина
восьмидесятых
Наиболее
яркие представители – это последователи мастеров уровня Doug’а E Fresh’а: Greg
Nice, Ready Rock C из «Will Smith's crew» и The Jock Box из коллектива с
забавным названием «Skinny Boys crew» (Тощие Парни).
Doug E Fresh
Девяностые
В конце
девяностых битбоксинг вместе с брейкингом скатился ниже андеграунда. Хотя
многие люди на улицах, в кругах би-боев и в душевых не давали ему умереть и
пытались вернуть к жизни, он находился при смерти вплоть до выпуска «Make the
Music 2000» Rahzel’я "the Godfather of Noyze" – первого настоящего
битбоксинг-альбома. Его название отсылает нас к «Make the Music With Your
Mouth», одному из первых битбоксинг-трэков, записанному хип-хоп-приколистом
Biz’ом Markie. Однажды на МТВ появилось видео Rahzel’я «Just a Friend», в
котором он в парике семнадцатого века долдонил по роялю и громко завывал:
«Девочка, у тебя есть то, что мне нужно, но ты сказала, что он всего лишь друг,
всего лишь друг… О, детка, у тебя, у тебя есть то, что мне нужно…». Так Rahzel
пытался обеспечить себе коммерческий успех.
Rahzel
В середине
девяностых у Rahzel определенно было то, что нужно аудитории. Он не только
вернул битбоксинг на сцену, но и познакомил народ с его современной формой:
впечатляющей, если не повергающей в трепет комбинацией полиритмов, вокального
скретчинга и синхронных линий мелодии, ритма и пения. Сам Rahzel признавал, что
в работе опирался на достижения пионера Doug’а E Fresh’а, джазового певца Bobby
McFerrin’а и мастера по звуковым эффектам Michael’а Winslow (известного по
«Полицейской Академии») – и это помогло его творениям стать знаменитыми.
В «If You're
Mother Only Knew», «сэмпле» на покойного певца R&B Aalliyah, Rahzel поразил
всех одновременным пением и битбоксингом, мастерством, которое в сообществе
битбоксеров считалось труднодостижимым. И в нескольких своих трэках представил
гортанное копирование скретчей вертушек, чего во время «неурожайных» годов не
слыхивали даже гуру битбокс-андеграунда.
Используя
свою коммерческую привлекательность, Rahzel проложил путь, по которому
битбоксинг прошел в центр сцены – как в переносном, так и в буквальном смысле.
В свой первый расцвет битбоксинг являлся чем-то типа сайд-шоу. А Rahzel, который
всегда был вокальным диджеем у «Roots», выигравших Грэмми, филадельфийской
хип-хоп группы, возродившей популярность живой инструментовки в хип-хопе, вдруг
взял и начал туры по стране в качестве солиста.
Rahzel
Конечно,
необходимо заметить, что многие битбоксеры выражали неудовлетворенность тем,
что Rahzel привлекает к себе столько внимания и считается лучшим битбоксером
мира. А мнение редактора этой статьи вот какое: хотя многие опытные любители и
профессионалы от битбоксинга обладают разными уровнями мастерства, каждый
привносит в искусство что-то свое, частично потому, что, как сказал Carlo
Aguirre aka Infinite, битбоксер и эмси из знаменитых «Felonious» Сан-Франциско,
«у всех разные инструменты».
Другие
прославленные и плодовитые битбоксеры, инструменты которых хорошо известны в
комьюнити – это Kenny Muhammad (Kenny X) и The Human Orchestra из Бронкса,
Philly's Scratch (битбоксер «Roots»), Killa Kella (один из лучших в Европе) и
Click Tha Supah Latin (вест-кост эмси и битбоксер из Лос-Анджелеса).
Kenny Muhammad
Основные
эпицентры
Нью-Йорк
Европа
В 2002 году
британский битбоксер Alex Tew aka A-Plus основал крупнейшее интерактивное
битбоксинг-сообщество (http//www.humanbeatboxing.com). Этот сайт сыграл
важнейшую роль в недавнем возрождении битбоксинга: он промоутировал искусство в
Интернете и организовал первое Собрание Битбоксеров (Human Beatbox Convention),
которое состоялось в апреле 2003 года. Главным на HumanBeatbox.com является
наличие форумов, где битбоксеры и небитбоксеры делятся мыслями об искусстве
имитации звуков.
Этот важный
ресурс, расположенный в Европе, стал звеном цепи в эволюции битбоксинга:
благодаря нему появились такие понятия как единство, обмен знаниями и
сотрудничество, которые в жестоком мире хип-хопа всегда были нонсенсом.
Залив
Сан-Франциско
Созданное
Bryan’ом Neuberg’ом aka Process, Andrew Chaikin’ым aka Kid Beyond и Tim’ом
Barsky, сообщество «Vowel Movement» поддерживает битбоксинг регулярными
мероприятиями, которые во главу угла ставят общность и единство битбоксеров,
знакомят с битбоксингом качественно различные аудитории и раздвигают границы
понятия «хип-хоп».